Ожидание Гибели

217

«осн. Лейтмотив нынешней истории философии. Идея апокалипсического конца. Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец – все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры. Их связывают со старым общественным порядком, со старой системой хозяйства, со всей системой ценностей или, еще более общо – с культурой Запада» (О. Veit. Die Fluch vor der Freiheit, 1947). Наиболее известное выражение этой идеи мы находим у Ницше в предисловии к его работе «Воля к власти». «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе. Беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься».

Альфред Вебер считает, что результатом всей предшествующей истории является возвращение к страху первобытных народов перед миром и существованием. В нач. 16 в. Ульрих фон Гутген еще мог провозглашать. «О столетие. О наука. Какое удовольствие жить!» – обнаруживая тем самым веру в прогресс, которая нашла затем свою опору в философии Просвещения и имманентном оптимизме диалектического материализма. Этой веры сегодня еще придерживаются и должны придерживаться широкие массы, ибо совершенно противоестественно жить без надежд на будущее. Такие надежды основаны на том соображении, что мы находимся в переходном состоянии. Господство над природой и техника опережают в своем совершенствовании развитие моральных качеств человека, и все несчастья являются результатом возникающего отсюда напряжения.

Уже Кант в работе «Das Ende aller Dinge» говорил о «естественности» того, что «прогресс человеческого рода, культуры, талантов, способностей и вкусов опережает развитие моральности», но он ничего не сказал о том, что это напряжение можно компенсировать воспитанием и установить на земле новую гармонию между материальными и духовными силами. В социологии говорят о неспособности нашего социального мышления и социальных учреждений поспевать за прогрессом науки и техники. Подобное явление, называемое в амер. Социологии «cultural lag» (см. W. F. Ogburn. Social change, 1922), угрожает нашей культуре и должно быть устранено. См. Также Функционер, Хилиазм, Шпенглер..

Значения в других словарях
Одномерный Человек

..

Одухотворение

В философии термин, означающий отождествление живых существ с предметами окружающего внешнего мира путем приписывания им осмысленных действий (см. Смысловое содержание). Человек, т. О., начинает составлять с ними одно целое, в рамках которого они, как и человек, проявляют определенные стремления, ставят определенные требования, являются носителями определенных функций. См. Также Гилозоизм.. ..

Озабоченность

Быть озабоченным, по Хайдеггеру, – обычное поведение в отношении вещей, бытие которых состоит в том, что они могут служить чему-либо, благодаря им можно что-то сделать, выполнить, разрешить. Хайдеггер характеризует такое поведение скорее как осмотрительность в противоположность обычному наблюдению, которое не способно раскрыть бытие вещей. См. Также Общая забота, Орудие, Подручность.. ..

Означаемое

— термин, используемый в семиотике для определения содержательной ("умопостигаемой") стороны знака, отсылающий к "понятию" ("знак" связывает не вещь и ее название, но понятие и его акустический образ). О. Неразрывно связано с означающим и не может существовать без последнего. Термин "О." использовался и стоиками (греч. Термин semainomenon — "понимаемое", "подразумеваемое"), и средневековыми философами (Августин использовал для его обозначения латинский термин signatum), однако детальную разработ..

Дополнительный поиск Ожидание Гибели Ожидание Гибели

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ожидание Гибели" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ожидание Гибели, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 15 символа