Память

294

Способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. Берут свое начало с работы нем. Психолога Г. Эббингаузе "О памяти" (1885), который стремился выяснить, как формируется память, как она развивается и т.д. Результаты исследований Эббингаузе оказали существенное влияние на У. Джеймса, который в своей классической двухтомной работе "Принципы психологии" (1890) предложил различать первичную, непосредственную память и память вторичную, косвенную. Однако эти идеи Джеймса первоначально не получили широкого признания со стороны психологов в силу отсутствия к.-л. Подтверждающих эмпирических данных (за исключением весьма ненадежных данных интроспекции).

Только после возникновения в 1960-х гг. Когнитивной психологии, опирающейся на информационный подход, идеи Джеймса получили дальнейшее развитие в соответствующих моделях памяти.Согласно современным психологическим концепциям, когнитивная система человека включает несколько видов П. В их число входит примитивный способ хранения информации - сенсорная память, которая в отличие от других видов П. Не зависит от высших когнитивных функций (таких, как, напр., внимание) и сознательного контроля - здесь информация не преобразуется и не связывается с др. Информацией. Сенсорная П. (иконическая, эхоическая, тактильная и т.д.) позволяет нам отбирать только существенную, адаптивно ценную информацию. Это - своего рода буфер большой емкости для хранения "сырой" необработанной информации, сопряженный с фильтром, способным осуществить такой отбор.

Сохраняя в сенсорной П. На короткое время полный чувственный образ, мы получаем возможность сканировать непосредственно наблюдаемые события, абстрагировать наиболее значимые для нас стимулы и встраивать их в матрицу нашей П. Сенсорная П. Удерживает входные сигналы в течение короткого промежутка времени (от 250 миллисекунд до 4 с), она точна, не поддается контролю.Информация, отобранная сенсорной системой, быстро передается в кратковременную память, а затем либо замещается др. Поступающей информацией, либо удерживается благодаря повторению. Кратковременная П. Без особых усилий восстанавливает в сознании происходящее сейчас, в данное время, ей необходимо около одной секунды для того, чтобы изучить информацию и самопроизвольно забыть большую ее часть в течение 15-30 секунд.В отличие от кратковременной долговременная П.

Требует серьезных усилий и поиска, ее объем огромен, а длительность хранения информации ограничена лишь возрастом. Человеческая мысль сознательно (а иногда и неосознанно) запускает процесс извлечения информации из долговременной П. И затем недолго удерживает нужные данные в кратковременной П., где они обрабатываются. В долговременной П. Содержится определенным образом организованная информация, касающаяся пространственно-образной модели окружающего мира, убеждений и взглядов относительно себя и др. Людей, ценностей и социальных целей, наших умений, а также перцептивных навыков понимания речи, интерпретации живописи или музыки, научных знаний и т.д.Накопленные в когнитивной психологии экспериментальные данные позволили Э.

Тулвингу (1972) предположить наличие двух разновидностей долговременной П. - эпизодической и семантической. Выделяют также низшую форму долговременной П. - процедурную П., которая сохраняет связи между стимулами и реакциями. Эпизодическая П. Позволяет сохранить упорядоченную во времени информацию об отдельных эпизодах и событиях, о связи между этими событиями, вспомнить и сознательно воспроизвести во временной последовательности образы конкретных лиц, объектов и действий. Эпизодическая П. Подвержена изменениям и потерям по мере поступления новой информации. Большая часть нашего поведенческого "репертуара" ритуализи-рована и соответствует простым сценариям - инструкциям, схемам, которые фиксируют последовательность действий и взаимоотношения между участниками событий.

В эпизодической П. Постоянно накапливаются единицы стереотипной информации - сценарии, которые организуются в структуры более высокого порядка - кластеры. Этот вид П. Хранит в основном образную информацию, которая составляет основу для распознавания людей, событий, мест и т.д., которые мы воспринимали в прошлом.Семантическая П. - это необходимая для пользования языком П. На слова (и др. Вербальные символы), понятия, правила, формулы, алгоритмы манипулирования символами, абстрактные идеи и т.д. Такая П. Воссоздает смысл (значение) в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. Напр., понятие огня связывается в семантической П. С понятиями "горячий", "красный", "опасный", с приготовленной пищей и т.д.

Т.о., в семантической П. Любое понятие выступает как "узел", который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с др. "узлами", образуя семантическую сеть.Сам акт воспоминания связан с возбуждением узлов в долговременной П., с распространением поиска по семантическим сетям. Если появляется какая-то новая ментальная репрезентация, новое понятие и т.п., то распространение поиска по семантическим сетям позволяет обнаружить связь этого понятия с уже известными понятиями. Поэтому, напр., новый сорт яблок мы немедленно классифицируем по цвету, форме, размерам, вкусовым характеристикам, обстоятельствам, при которых им удалось полакомиться и т.д. В семантической П. Этот сорт будет связан не только с др.

Сортами яблок, но и с др. Видами фруктов, а также с различными эмоциональными состояниями и воспоминаниями. Мысль с этой т.зр. Представляет собой весьма сложную и постоянно меняющуюся сеть узлов и связей.Семантические сети открывают широкие возможности для представления знаний и выведения заключений, они позволяют описать богатый спектр отношений, а не только какие-то простейшие типы отношений подкласса ("собака - животное").Пропозициональная репрезентация наиболее эффективна там, где возможна последовательная классификация, она очень удобна для анализа лингвистического материала - слов, предложений, рассказов и т.п., а также для компьютерного программирования. Но в человеческой П. Пропозициональные репрезентации определенным образом соотносятся с образными репрезентациями - сценарии, прототипы и структуры более высокого уровня - кластеры - могут быть связаны с соответствующими узлами (понятиями) семантической П.

Поэтому, благодаря тесному взаимодействию эпизодической и семантической П., мы можем свободно, без особых усилий прибегать к услугам образных репрезентаций с помощью слов и умозаключений, и наоборот.Разработанные первоначально только для технических целей (в частности, для создания техники компьютерного поиска) сетевые модели функционирования семантической П. В дальнейшем получили известное признание в нейробиологии и нейрофизиологии, где в последние годы были разработаны новые концепции, которые рассматривают "след памяти" не как фиксированную и локализованную в одном месте энграмму, а как эмерджентное свойство динамической системы. Необходимая для воспоминания информация, может быть, и локализуется в определенном участке мозга, но сама энграмма скорее всего возникает в результате активации актом воспоминания, будучи воплощена в измененных связях нейронного ансамбля.

Т.о., П., согласно новым представлениям нейрофизиологов, заключена в схеме связей между нейронами и динамике нейронной системы. Эти представления в целом неплохо согласуются с выводами когнитивных моделей долговременной П., которые исходят из того, что П. - это свойство сетей, системы в целом, а ее функционирование базируется на структурных связях между узлами. Именно эти структурные связи и определяют способ обработки когнитивной информации, ее стратегию, служат инструментом поиска развивающейся мыслью новой информации.Нормой Д. Память и научение. М., 1985. Роуз С. Устройство памяти. М., 1995.И.П. Меркулов.

Значения в других словарях
Память

способность к воспроизведению прошлого Опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания (См. Сознание) и поведения (См. Поведение). Память в нейрофизиологии. П. Свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему (ЦНС). Объём П., длительность и надёжность хранения информации, как и способность к восприятию сложных с..

Память

ПАМЯТЬ - вид служебной переписки в России 16-17 вв. Содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц.. ..

Память

1. Историко-публицистическое произведение В. А. Чивилихина (кн. 1 — 1978, дополн. Изд. — 1984, кн. 2 — 1981), с патриотической позиции рассказывает о русской истории и культуре, показывает величие России, ее героев и подвижников. Публикация книги стала важной вехой в возрождении русского национального сознания, пробудив у десятков тысяч русских людей теплые, благодарные чувства к жизни и деяниям своих героических предков. «Память, — писал Чивилихин, — это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодн..

Память

ПАМЯТЬ, запечатление и воспроизведение прошлого опыта, одно из свойств нервной системы, выражающееся в способности> накапливать и хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Различают кратковременную (оперативную) и долговременную память, а по характеру проявления - образную, эмоциональную и словесно-логическую (только у человека). Физиологические и биохимические основы памяти пока не ясны.. ..

Память

— этим понятием обозначаются весьма сложные психические явления. Обыкновенно под П. Разумеют лишь воспроизведениe прежде бывших в сознании образов, причем воспроизводящее лицо сознает, что оно имеет дело с вторичными состояниями, имеющими сходство с первичными, т. Е. Действительными ощущениями, восприятиями, чувствами, мыслями, состояниями воли. Однако вполне очевидно, что явления П. Не исчерпываются одним воспроизведением представлений (образов), а к П. Же следует отнести и запоминание, забвени..

Память

Познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта. Многие исследователи, чтобы подчеркнуть функции памяти, предпочитают пользоваться терминами "запоминание" и "забывание" и избегают общего термина "память".Теории забывания. В объяснении феномена забывания сложились две противоположные теории. Согласно одной из них, гипотезе неупотребления, забывание является следствием постепенного разрушения со временем нейрофизиологических следов того, что было выучено. Запо..

Память

• блестящая память. ..

Память

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Запас хранимых впечатлений. О хорошей памяти. Баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, громадная, емкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, недурственная (разг.), незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, превос..

Память

Способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти. Моторная (память-привычка), эмоциональ..

Память

Ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого. Свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. Что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего противоположно памяти былого. Память внешняя, безотчетное знание наизусть затверженного. Память слов, цифр, имен и событий. Память внутренняя, разумное пониманье научной связи узнанного, усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин. Память к языкам. Память мест..

Память

Ж.1) Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.2) Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными.3) а) Воспоминание о ком-л. Или чем-л.б) То, что напоминает о ком-л., чем-л.4) устар. Воспоминания об умершем в день смерти кого-л. (обычно отмечаемый религиозными обрядами).5) Способность мыслить, рассуждать, отдавать отчет в своих поступках, чувствах. Сознание.. ..

Память

ПА́МЯТЬ -и. Ж.. ..

Память

-и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. Отдалённом. Он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. У кого-н. (быстро забывает. Обычно о том, кто не хочет помнить, вспомина..

Память

Памяти, мн. Нет, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. Рыцари хотят послушать твоих песен, оли страх не отшиб у тебя памяти. Пушкин. Память может изменить вам. Чернышевский. Зрительная память. Находясь в здравом уме и твердой памяти (формула завещания. Устар.). Лишиться памяти. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Ушло из памяти. Свежо в памяти. Врезаться в память. 2. Воспоминание о ком-чем-н. Чтить память борцов за революцию. Оставил по..

Память

Кого-чего и о ком-чем.1. Кого-чего (воспоминание о ком-, чем-л.). — Я тост предложить хочу в память Нестерова, — сказал Глеб (Саянов). Возьмите это в память наших отношений. Вечер, посвященный памяти писателя.2. О ком-чем (напоминание о ком-, чем-л.). Может, я и не вернусь, так будет вам память о Сашке (Куприн). Сделать что-нибудь в память об умершем. В память о событиях гражданской войны.. ..

Память

Общеслав. Преф. Производное от *mьntь (>. Мять) <. Суф. Образования (суф. -ть, ср. Смерть, пажить, весть, месть и т. Д.) от той же основы, что и мнить, см.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Память

Древнерусское – от «мять» (мнить, думать).. ..

Память

Па́мять род. П. -и, укр. Па́м᾽ять, блр. Па́мяць, др.-русск. Память, ст.-слав. Памѩть μνήμη, μνημόσυνον (Клоц., Супр.), болг. Па́мет, сербохорв. Па̏ме̑т, словен. Рámеt "разум, рассудок", чеш. Раmět᾽, слвц. Раmät᾽, польск. Pámięć. Родственно др.-лит. Mintìs "мысль, суждение", вост.-лит. Mintìs "загадка", лит. Atmintìs "память", др.-инд. Matíṣ, mátiṣ ж. "мысль, намерение, мнение", авест. Maiti- "мысль, мнение", лат. Mens, род. П. Mentis "ум, мышление, разум", гот. Gamunds, д.-в.-н. Gimu..

Память

(лат. Memoria). Немногие слова средневековой латыни столь же многозначны. Во множестве ее форм, memoria была в сердце христианства, с его евхаристическим предписанием. «делай это в П. Обо мне», и иудаизма, с его библейским императивом. Zakhor, «помни». Memoria — ритуальная П. Об ушедших. Похоронные процессии, годовщины смертей, литургическое поминовение усопших, как обычных людей, так и особенных, т. Е. Святых. Memoria служила не только напоминанием живым об умерших, но посредством манипуляций ..

Память

   способность человека к закреплению, сохранению и воспроизведению воспринятой информации. Виды П. Словесно-логическая, двигательная (моторная), образная, тактильная (осязательная), эмоциональная. Различают также П. Долговременную (подсистема П., обеспечивающая продолжительное удержание знаний, а также сохранение умений и навыков. Характеризуется значительным объемом сохраняемой информации) и П. Кратковременную (обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов ..

Память

- [др.-рус.] - кроме некоторых разновидностей актов и документов, означало также имущество, отказываемое "на помин души".. ..

Память

Способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.. ..

Память

IПа́мятьспособность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической деятельности человека. С середины 20 в. Представление о П. Начинает применяться в физиологии, генетике, биохимии, а через кибернетику также в технике, математике и социологии. В кибернетике П. Рассматривается как способность системы (технической, биологической, соци..

Память

Способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.память ассоциативная - П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой ассоциативно. По смежности (в пространстве или времени), сходству или контрасту.память двигательная - П. На координацию и последовательность движений.память долговременная - П., характеризующаяся продолжительностью хранения информации, сравнимой с продолжительностью жизни организма.память зрительная - вид П., при которой легче з..

Память

(англ. Memory) - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. Является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге (см. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти, Энграм-ма). Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.История изучения П. В психологии неразрывно связана с ..

Память

Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. Осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение. Основные процессы П. – запоминание, удержание, воспроизведение, забывание. Характеристика П. И ее расстройств имеет важное диагностическое значение и в значительной мере определяет возможности..

Память

Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. Осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение. Основные процессы П. – запоминание, удержание, воспроизведение, забывание. Характеристика П. И ее расстройств имеет важное диагностическое значение и в значительной мере определяет возможности..

Память

Способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. Свойств нерв. Системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают П. Произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды П. Моторная (П.-привычка), эмоц. Или аффективная (П. "чу..

Память

1) свойство живой природы сохранять восприятия и представления после момента переживания. Образно говоря, память означает также хранилище, важнейшую функцию нервной системы — способность накапливать, хранить, а затем многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Понятие памяти существенно для иммунитета (способности организма запомнить микробный болезнетворный агент, узнать его при повторной встрече и привести в действие защитные механизмы) и передачи наследственности, благодаря генетичес..

Память

Способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта. Одно из осн. Свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. Мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. П. Свойственна животным, имеющим достаточно развитую ЦНС, и человеку. Объём П., длительность и надёжность хранения информации, как и восприятие слолшых сигналов среды и выработка адекватных реакций, возрастают в ходе эволюции по мере увеличения ч..

Память

— вид служебной переписки в России в XVI-XVII вв. Содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц.. ..

Паладьи (Рalagyi) Мельхиор

(род. 26 дек. 1859, Пакш, Венгрия – ум. 14 июля, 1924, Дармштадт) – венг. Философ-виталист, работавший в Германии. В своем труде «Neue Theorie des Raumes und der Zeit, Entwurf einer Metageometrie» (1910) Паладьи выдвинул теорию, согласно которой трехосевая пространственная система координат дополняется четвертой осью, временем (см. Также Континуум). Пространство не является застывшей системой бытия, но в различные моменты порождается временем. Пространство «течет». Все движения возникают из «эфи..

Палингенез

Возрождение. У Гераклита, напр., палингенез – постоянное обновление всего существующего благодаря вечному огню, у Платона – обновление человеческой души в результате ее преобразований. В христ. Учении палингенез истолковывается как новое рождение человека в результате крещения. У Дарвина же палингенез – явление повторения в процессе развития зародыша тех состояний, которые имели место у далеких предков.. ..

Панарин Александр Сергеевич

(р. 1940) - специалист в области социальной философии и политологии. Окончил филос. Факультет МГУ (1966), доктор филос. Наук, проф. Зав. Кафедрой политологии МГУ и сектором социальной философии Ин-та философии РАН. Ведущий эксперт и руководитель программы "Философия гуманистического глобализма" Горбачев-Фонда.По своим научным взглядам примыкает к течению позднего евразийства. Автор большого числа научных работ, в т.ч. 15 монографий и учебников. В докторской диссертации "Современный цивилизационн..

Панвитализм

(от греч. Pan - всё и vita - жизнь) - натурфилос. Учение, согласно которому в природе всюду царит жизнь.. ..

Память

Психофизиол. Процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. Д.).П служит необходимым условием единства психич жизни человека, его личностиФизиол ос..

Дополнительный поиск Память Память

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Память" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Память, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа