Парадигма Научная

261

(от греч. Paradeigma - пример, образец) - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. Получило широкое распространение после выхода в свет кн. Амер. Историка науки Т. Куна "Структура научных революций" (1962).К настоящему времени понятие "П." еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. Можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п.

П. Воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые - создатели П. - не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей П. В очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины.

Кроме того, задавая определенное видение мира, П. Очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение. Все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с т.зр. Сторонников данной П. Одновременно П. Устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она детерминирует тип получаемых в процессе эмпирического исследования фактов. Т.о., П. Служит основой определенной научной традиции.Уточняя смысл П., Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов. Символические обобщения, или законы. Модели и онтологические интерпретации. Образцы решений проблем. Онтологическая интерпретация указывает те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник П.

Приняв этот мир, ученый преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические "данные", имеющие смысл в рамках П. Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть "скрыты" некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание П., усвоенное ученым, позволяет ему формировать определенные образы из потока внешних воздействий, "видеть" в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку. То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным "фактом" всем приверженцам П. Требуется усвоение др. П. Для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, т.о., получить новый "факт" из того же самого материала.

Именно в этом смысле каждая П. Формирует свой собственный мир, в котором живут и работают ее сторонники.Понятие "П." тесно связано с понятием научного сообщества. П. - то, что принимается научным сообществом. Научное сообщество - сообщество ученых, принимающих одну П. (см. Научная революция).Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge, 1970.А.Л. Никифоров.

Значения в других словарях
Панэций (Рanaitios) Родосский

(род. Ок. 180 – ум. НО до Р. X.) – древнегреч. Философ. Родоначальник т. Н. Средней Стой. Пытался привить в Риме греч. Культуру и образование и стал поэтому основателем рим. Стоицизма. Устранил из стоицизма ориенталистическую мистику и аскетическую направленность раннестоической этики. Ввел понятие «гуманизм».. ..

Парадигма

(греч. Paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего. 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный прио..

Парадокс

(греч. Paradoxos - неожиданный, странный) - в широком смысле. Утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением, отрицание того, что представляется "безусловно правильным". В более узком смысле - два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.Парадоксальны в широком смысле афоризмы, подобные "Люди жестоки, но человек добр", любые мнения и суждения, противостоящие общеизвестному, "ортодоксальному". Парадоксальным казался в свое время закон..

Парадокс Логический

Положение, которое сначала еще не является очевидным, однако, вопреки ожиданиям, выражает истину. В античной логике парадоксом называли утверждение, многозначность которого относится прежде всего к его правильности или неправильности. В современной математике парадоксами именуют собственно математические апории.. ..

Дополнительный поиск Парадигма Научная Парадигма Научная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парадигма Научная" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парадигма Научная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 17 символа