Парейсон (Рareyson) Луиджи

254

(1918—1991) — итальянский философ. Академик, член Международного института философии. Основные сочинения. "Философия существования и Карл Ясперс" (1940), "Очерки по экзистенциализму" (1943), "Экзистенция и личность" (1950), "Эстетика. Теория формирования" (1954), "Система свободы" (1965), "Теория искусства" (1965), "Проблемы эстетики" (1965), "Беседы об эстетике" (1966), "Философия свободы" (1989) и др. Отталкиваясь от полемизирующей с Гегелем идеи Кьеркегора о том, что индивид ("Единичный"), оспаривающий и ниспровергающий систему. Противостоящий всем формам миропонимания — пантеизму и имманентизму, например, — провозглашающих поглощение индивидуального универсальным. Выступающий как оплот трансценденции и исток христианства, — важнее рода и гегелевского "человечества", П.

Сформулировал принцип "онтологического персонализма". В контексте этой идеи П. Отвергал допущения, что философия всегда и главным образом является материально и идеологически ангажированной и общественно-исторически обусловленной. Философия не должна трактоваться ни как идейно-пред-заданная концептуализация условий бытия людей, ни как набор догм, детерминирующий и ограничивающий свободное мышление индивидов. Проблема, по мнению П., состоит в уяснении того, как может сочетаться плюрализм в понимании истины с отказом от ее релятивистских трактовок, как сочетаются сущностная множественность системы философских знаний с идеалом целостности истины, как может амортизировать остроту этих интеллектуальных противоречий философствование в стиле диалога.

П. Не считал, что историческая и теоретическая дискредитация гипотез о тотальности и жесткой одномерной линейности общественной эволюции могут и должны трансформироваться в доминирование ценностей софистики, скептицизма и релятивизма. Философия у П. — одновременное "выражение духа времени и личностного и спекулятивного начал в их максимальной ценности". Взаимную связь и обусловленность философии своим временем П. Усматривал в выборе философом определенной позиции по отношению к эпохе. Поскольку же выбор позиции и ответы на вопросы — промысел многих блестящих умов, то ни одна философия не имеет права претендовать на обладание абсолютной истиной. При всей непримиримости интеллектуальных баталий, подлинная философия полифонична, свободна для выражения любых мнений, непредсказуема.

Именно такая "конфилософия", согласно П., — в рамках которой никто не претендует на последнее слово, — является современной настоящей "любовью к мудрости". Единственная истина, по П., всегда выражается в личностно окрашенной ипостаси, она всегда — интерпретационно задана. С точки зрения П., "всякое человеческое отношение, идет ли речь о познании или действии, об искусстве или личных связях, об историческом познании или философской медитации, всегда имеет характер интерпретации. Этого не могло бы быть, если бы не сам характер отношения бытия с тем, что внутри него, — с человеком. Именно в нем обнаруживается родовая солидарность бытия с истиной. В истине нет ничего, кроме интерпретации, а интерпретация всегда толкует об истине".

В контексте данной проблемы П. Утверждал. Недопустимо произносить имя Божие всуе в стилистике объективистски выстроенных философских систем. Идея Бога не может и не должна выступать как предмет каких-либо рациональных доказательств и обоснований. Это — вопрос индивидуального однозначного выбора, могущий быть осмысленным в границах подходов мифа и личностного религиозного опыта. Ни существование Бога, ни "смысложизненные" вопросы не входят в проблемное поле философии, они доступны, по мнению П., душевным прикосновениям человека лишь посредством чувственных образов и словоформ, не имеющих ничего общего с рационально-доказательными традициями прошлого. A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Парацельс (Рaracelsus) Ауреол Теофраст

Псевдоним Филиппа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (род. 1493, Эйнзидельн, Швейцария – ум. 24 сент. 1541, Зальцбург) – философ, естествоиспытатель, врач. Хотя Парацельса еще при жизни называли «Лютером медицины», однако это не мешало «сильным мира сего» подвергать его преследованиям, а в последние 12 лет жизни обречь на скитания по Южной Германии, землям, расположенным на территории Альп и Швейцарии. Медицина, по Парацельсу, является всеобъемлющей общей наукой, опирающейся на достижения физики,..

Парацельс (Рaracelsus) Теофраст

Псевдоним, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (1493-1541) - швейц. Натурфилософ, естествоиспытатель, врач. Филос. И космологические взгляды П. Основаны как на традициях гностицизма, герметизма и каббалы, преломленных в неоплатонических идеях Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы, так и на магических верованиях и практиках позднего Средневековья. Мир для П. - выражение и воплощение божества, проявляющего себя посредством "Великого Таинства", Misterium Magnum. Это первонач..

Парерга

(греч. Parerga – дополнительное произв.) – небольшое соч. Свою гл. Работу «Мир, как воля и представление» Шопенгауэр дополнил небольшим произв., озаглавленным «Parerga und Paralipomena» – «Приложения и добавления».. ..

Парето (Рareto) Вильфредо

(1848-1923) - итальянский мыслитель, социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. Профессор в Лозанне (с 1894). Основные сочинения. "Трактат всеобщей социологии" (1916), "Экономика и социология" (1907) и др. Член т.наз. "Лозанской экономической школы", занял в ней особое место своими разработками проблем потребностей, обосновав понятие "полезность" как критерий потребностей человека, разработал экономическую модель "кривых безразличия", по кото..

Дополнительный поиск Парейсон (Рareyson) Луиджи Парейсон (Рareyson) Луиджи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парейсон (Рareyson) Луиджи" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парейсон (Рareyson) Луиджи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 26 символа