Пацифизм Религиозный
(лат. Pacificus - умиротворяющий) - религиозная доктрина, отрицающая насилие и войны как способ разрешения социальных и межличностных конфликтов. В европейской культуре истоки П.р. Выступают уже в Ветхом Завете, в котором содержатся заповедь десятисловия Моисея "Не убий" (Исх 20,16. Исх 32,19) и упоминание времени, когда люди перекуют "мечи на орала, и копии свои - на серпы. Не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать" (Исх 2,4). Миролюбивые мотивы отчетливо выражены в Новом Завете. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф 5,9). Поэтому некоторые "отцы церкви" (Климент Александрийский, Ориген и др.) оценивали войну как несовместимую с учением Христа. После превращения христианства в государственную религию Римской империи (4 в.) церковь принимает доктрину справедливой ("священной") войны, которая последовательно разрабатывается Августином (5 в.), Фомой Аквинским (13 в.), Ф.
Суаресом (16-17 вв.) и повсеместно применяется в средневековой Европе.Идеологов ранней буржуазии отличает двойственное отношение к вооруженным конфликтам. Они осуждали их как препятствие для развития промышленности и торговли (фритредеры), но оправдывали, если войны велись против "тиранов", ради новых рынков сбыта, источников сырья и т.п. Эта амбивалентность проявлялась и в позиции основоположников протестантизма. Так, М. Лютер признавал "роль меча" для обеспечения гражданского порядка, а Ж. Кальвин установил террористическое правление в Женеве. К вооруженному насилию призывали и лидеры плебейского крыла Реформации (Т. Мюнцер, Иоанн Лейденский). Идеи П.р. Впервые были высказаны христианскими гуманистами и противниками ранней протестантской ортодоксии (Эразм Роттердамский, С.
Франк, С. Кастеллион, М. Сервет), осуждавшими войны как проявление варварства и жестокости.Ряд гонимых протестантских сект, возникших в 16 в. (швейц. И чеш. Братья, гуттерское братство, менониты и др.), апеллируя к этике Евангелия, категорически отказывались участвовать в любой деятельности, связанной с войной. Еще более решительную позицию защищали возникшие век спустя квакеры (Англия), или "друзья". В каждом человеке, утверждали они, незримо присутствует божественная субстанция ("Внутренний Свет", "живой Бог", "Слово"), поэтому убийство любого человека, а тем более война - это не что иное, как "богоубийство", которое не может быть оправдано никакими "человеческими" (политическими, юридическими, гуманистическими и т.п.) соображениями.
Аналогичные размежевания совершались и в России, где начиная с 17 в. Возникали сектантские образования (духоборцы, некоторые разновидности молокан, позже толстовцы, пятидесятники, адвентисты- реформисты и др.), противопоставлявшие себя православной доктрине "священной войны" за "веру, царя и Отечество".До 20 в. Последователи П.р. Постоянно подвергались репрессиям со стороны как светских властей, так и церковных лидеров. Решающий поворот обозначило наступление ядерной эры. Если раньше религиозные пацифисты отвергали всякую войну как "богоубийственную", то ядерная война могла рассматриваться как самоубийственная для человеческого рода в целом. Тем самым П.р. Получал возможность стать фрагментом светской социальной мысли, обрести аргументы, основанные на научных расчетах.
Начиная с 1950-х гг. На Западе возникает массовое движение т.н. Ядерного пацифизма, объявляющего святотатством войну с применением средств массового уничтожения - ядерного, химического, биологического, лазерного оружия. Ныне эту позицию разделяют практически все крупнейшие христианские церкви. Сторонники "ядерного пацифизма", как правило, признают справедливость применения обычного оружия для национальной самообороны, однако программы, подобные квакерской, по-прежнему остаются активным ферментом современного антивоенного движения, ее конечным идеалом.Вместе с тем в 20 в. Возросла роль религиозного фактора в национально-этнических конфликтах. Сами по себе они вызываются конкретными социально-экономическими, геополитическими факторами и могут быть предметом заинтересованных переговоров и возможных компромиссов.
Однако их сакрализация неизбежно рождает фанатизм соперничающих сторон и сводит до минимума шансы на разумную договоренность. Примерами могут служить противостояние иудаистского, христианского и исламского "миров" на Ближнем Востоке, конфронтация мусульман и индуистов в Кашмире, суннитов и шиитов в исламе, терроризм "араб. Фундаменталистов", учащающиеся призывы к джихаду на Сев. Кавказе и т.д. При всей своей социологической наивности П.р. Служит влиятельным фактором и залогом выживания человечества, прообразом торжества гуманных цивилизованных отношений между народами.Митрохин Л.Н. Христианство и борьба за мир (религиозный пацифизм на Западе. Истоки и социальная роль) // Вопросы философии. 1984. № 11. Митрохин Л.Н.
К вопросу об истоках и роли современного пацифизма на Западе // Вопрос всех вопросов. М., 1985.Л.Н. Митрохин.
Дополнительный поиск Пацифизм Религиозный
На нашем сайте Вы найдете значение "Пацифизм Религиозный" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пацифизм Религиозный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 20 символа