Хатчесон (Нutcheson) Френсис

203

(1694-1746) - шотл. Философ, представитель э т и ч е с к о г о сентиментализма. В своем первом произведении "Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели" (рус. Изд. -1973) X., развивая и упорядочивая идеи А.Э.К. Шефтсбери, представил мораль как сферу особого рода идей, воспринимаемых "моральным чувством" - познавательной способностью, аналогичной "внутреннему чувству", направленному на восприятие прекрасного и безобразного. Противоположное разуму как рассудку моральное чувство врожденно, непосредственно и не зависит от обучения. Восприятия морального чувства опосредствованы удовольствием и страданием. Наряду с собственно "моральным чувством" X. Упоминает и др. Нравственные чувства. Чести и стыда, достоинства, правого и неправого, свободы и т.д., которые по своим эпистемологическим и императивным свойствам аналогичны моральному чувству.

Интуитивный характер и гедонистические признаки морального чувства были подвергнуты критике англ. Философом-интеллектуалистом Дж. Бёрнетом, переписка с которым послужила толчком для следующей работы X. - "Объяснения к моральному чувству" (1728), во многом посвященной полемике с этическим интеллектуализмом.Др. Важным моментом моральной философии X. Является учение об эмоциях - мотивах человеческих поступков. Считая основными эмоциями любовь и ненависть, Хатчесон уделил главное внимание любви-благожелательности, которая представляет собой побудительный мотив действий, в отличие от морального чувства как обосновывающего, т.е. Устанавливающего цель, мотива.Существенные характеристики морального чувства и благожелательности проявляются в независимости моральных суждений и мотивов от гедонистических, корыстных, корпоративных соображений, конфессиональных представлений, образования, социального положения или стечения обстоятельств в ситуации принятия решения.

Эти характеристики морали были развиты, в частности, в ходе критики морального учения Б. Мандевшя. Как и Шефтсбери, X. Приходит к концептуальному пониманию независимости и априорности моральных суждений и мотивов. В этом же духе следует понимать и ту идею X., которая получила впоследствии название принципа полезности. "То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей", что давало основание многим, в т.ч. Г. Сиджвику, а вслед за ним и Дж. Ролзу, относить X. К зачинателям утилитаризма. Этические взгляды X. Наряду с правовыми, экономическими и политическими обобщены в трехтомной "Системе моральной философии" (1755).Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Ф.

Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. Эстетика. М., 1973. Illustrations on the Moral Sense. Cambridge, 1971. Collected Works. Faximile Editions Prepared by B. Fabian. Vol. I-VI. Hid- desheim. Zurich. New York, 1990. Апресян Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени (Этический сентиментализм). М., 1986. Scott W.R. F. Hutcheson. His Life, Teaching, and Position in the History of Philosophy. New York, 1966..

Значения в других словарях
Харре (Наrrе) Гораций Ром

(р. 1927) - англ. Философ и социальный психолог. С 1954 - преподает в Оксфордском ун-те, а также в ун-те штата Нью-Йорк.С позиций научного реализма обосновывает роль аналогии, модели и метафоры в построении научной теории. Основу прогресса науки составляет, по X., не борьба парадигм, а создание научных инструментов (подтверждающих или опровергающих теории) и материальных вещей. Делит науки на параметрические (изучают количественные изменения параметров явлений, напр., физика) и структурные (изуч..

Хасидизм

(от древнеевр. Chassid благочестивый) – движение в иудаизме, распространенное среди евр. Населения Волыни, Галиции и Подолии. Возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности евр. Религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием сердца (абода), благоговением (кавана) и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, ..

Хатчесон (Нutcheson) Фрэнсис

(род. 8 авг. 1694, Сев. Ирландия – ум. 1747, Глазго) – шотл. Философ, с 1729 – профессор. Примыкал к Шефтсбери, преобразовал эстетику в систематическую науку и этим оказал влияние в Германии на Канта, Лессинга, Гердера. В противоположность современной ему итало-франц. Формальной эстетике он был представителем эстетики внутреннего, красоту определял как гармонически живое единство в ясно расчлененном многообразии. В качестве основы для восприятия прекрасного Хатчесон принимал самостоятельное непо..

Хвостов Вениамин Михайлович

(1868-1920) - русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шаняв-ского. С 1889- профессор. В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала "Вопросы права", активно сотрудничал с журналом "Вопросы фи..

Дополнительный поиск Хатчесон (Нutcheson) Френсис Хатчесон (Нutcheson) Френсис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хатчесон (Нutcheson) Френсис" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хатчесон (Нutcheson) Френсис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 28 символа