Хвостов Вениамин Михайлович

213

(1868-1920) - русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шаняв-ского. С 1889- профессор. В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала "Вопросы права", активно сотрудничал с журналом "Вопросы философии и психологии". Член Московского психологического общества. Покончил жизнь самоубийством. Основные работы. "Общественное мнение и политические партии" (1906), "Нравственная личность и общество. Очерки по истории социологии" (1911), "Психология женщин" (1911), "Женщина и человеческое достоинство" (1914), "Этика человеческого достоинства.

Критика пессимизма и оптимизма" (1912), "Теория исторического процесса" (1910), "Социология. Введение. Ч. 1. Исторический очерк учений об обществе" (1917), "Основы социологии. Учение о закономерностях общественных явлений" (1919) и др. Принадлежа к кругу русских неокантианцев, X. Пытался усилить в этом интеллектуальном течении психологический аспект, дополняя собственно социологию (социальную типологию) социально-психологическими построениями (учение о природе социальных связей и социальных законов). Одну из своих основных задач X. Видел в обосновании специфики социального познания, прежде всего социологии и истории. С этой целью им проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии.

X. Выделил и проанализировал восемь социологических школ (механическая, географическая, этнографическая, биологическая, психологическая, экономическая, этическая и социальная) в соответствии с преобладающим в них типом редукции знания к уже сложившейся теоретической системе. Их анализ позволил X. Сделать вывод о неадекватности их методологии задаче создания научной теории исторического процесса, которую он рассматривал как методологию и гносеологию социологических и исторических дисциплин. Задача теории познания, по X., - установление границ доступного для нас знания и определение его источников и ценности, что принципиально требует привлечения для ее решения аппарата психологии. Гносеология задает знанию нормативность (ценность), психология - описательность (состав и происхождение знания).

В основе социального познания - выработка критически проверяемого мировоззрения, обеспечивающего познание истины как согласованности суждений о мире между собой и их соответствие данным опыта. X., вслед за Кантом, постулирует примат практического разума над теоретическим. Формы восприятия и мышления соответствуют вещам самим по себе. Чем больше мы знаем, тем больше познаем мир сам по себе. Познание идет через сравнение и противопоставление трех типов категорий - предмета, свойства и состояния, - обеспечивающих сведение опыта к логическому единству. В фокусе теоретического анализа - три отношения. 1) места и времени. 2) различия-сходства- тождества. 3) причины. 4) модальности. "Схватывание" объекта через комбинации типов категорий и видов отношений и обеспечивает его познание.

Специфика социального познания заключается в изучении не только каузальности, но и телеологии действующих субъектов. Тело субъекта, по X., - посредник между познающим сознанием, существующим только во времени и не имеющим пространственных характеристик, и познаваемым объектом как пространственно-временной протяженностью. Тело индивида одновременно принадлежит и субъекту и объекту. Общественная жизнь, следовательно, онтологически дуалистична, в ней одновременно действуют естественно-стихийная и целеполагающе-психическая закономерности. Реальность конституируется как синтез данных восприятия (опыта) и приписываемой мыслью идеи (гипотезы) "вещи в себе". Продуктами этого творческого синтеза являются культурные ценности, позволяющие нормативно регулировать познание и согласовывать данные опыта.

Социальные законы - суть общие схемы порядка протекания человеческого общения. В пределе они тождественны законам социальной психики. Поэтому социальная психология - часть'социологии. В социуме одновременно действуют как законы солидарности, так и законы борьбы, которые примиряются в рамках общей духовной закономерности (т.е. В культуре) как целостности общепризнанных ценностей. В науках о культуре происходит синтез номоте-тических и идиографических методов, синтез общего знания социологии и индивидуализирующего знания истории. Познание всегда есть синтез деятельности психики и культурных норм-ценностей. Мир, следовательно, всегда конструируется с точки зрения определенной теории, хотя его существование самою по себе постулируется (допускается).

X. - сторонник плюрализма в познании (допустимы различные теории) и в анализе социума (необходим учет многофакторности, многовекторности общественных изменений, интегрируемых в культуре). Примитивный, кастовый и правовой тип обществ рассматривается X. С точки зрения сочетания в них элементов устойчивости и изменчивости. В качестве основных устойчивых форм общения X. Исследованы традиции подражания и дух времени. В качестве основных изменчивых форм - критика, реформы, революция, реакция и нововведения (идеи и изобретения). X. Резко критикует концепцию прогресса как движения в сторону ценной для нас цели. Можно говорить лишь о выявлении духовной закономерности как общей схемы социального порядка. Исторически развертывание духовного процесса проходит три фазы.

1) скрытого состояния новой идеи. 2) обретения идеей критической массы сторонников. 3) начала установления господства нового течения в борьбе с традицией. На последнем этапе идея приспосабливается ко вкусам масс и достигает компромисса с традицией, что позволяет выработать новый идеал, определяющий на некоторое время направление об-щественых изменений. Затем весь цикл повторяется на качественно ином уровне и на основе новых идей. Господству-щие тенденции и идеал и образуют "дух времени", который по закону исторических контрастов (смена на противоположную любой идеи) может быть обращен как в будущее, так и в прошлое. Кроме контрастных эпох X. Выделяет эпохи общественного пессимизма и апатии, а в качестве исторических примеров развертывания идей рассматривает идеи реформации, просвещения и романтизма.В.Л.

Абушенко.

Значения в других словарях
Хвостов Вениамин Михайлович

Юрист, род. В 1868 г., окончил курс, в Московском унив. По юридическому факультету. В 1895 г., за диссертацию. "Опыт характеристики понятий aequitas и aequum jus в римской классической юриспруденции" (М.) получил степень магистра римского права, в 1898 г., за диссертацию. "Натуральные обязательства по римскому праву" (M.) — степень доктора римского права. Состоит профессором римского права в Москов. Университете. Напеч. Еще несколько вып. Своих лекций. "Система римского права" (общая часть, 1902..

Хвостов Вениамин Михайлович

Хвостов (Вениамин Михайлович) - юрист, родился в 1868 г., окончил курс, в Московском университете по юридическому факультету. В 1895 г. За диссертацию. "Опыт характеристики понятий aequitas и aequum jus в римской классической юриспруденции" (Москва) получил степень магистра римского права, в 1898 г. За диссертацию. "Натуральные обязательства по римскому праву" (Москва) - степень доктора римского права. Состоит профессором римского права в Московском университете. Напечатал еще несколько выпусков..

Хвостов Вениамин Михайлович

Хвостов (Вениамин Михайлович) - юрист, родился в 1868 г., окончил курс, в Московском университете по юридическому факультету. В 1895 г. За диссертацию. "Опыт характеристики понятий aequitas и aequum jus в римской классической юриспруденции". (Москва) получил степень магистра римского права, в 1898 г. За диссертацию. "Натуральные обязательства по римскому праву". (Москва) - степень доктора римского права. Состоит профессором римского права в Московском университете. Напечатал ещ..

Хатчесон (Нutcheson) Френсис

(1694-1746) - шотл. Философ, представитель э т и ч е с к о г о сентиментализма. В своем первом произведении "Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели" (рус. Изд. -1973) X., развивая и упорядочивая идеи А.Э.К. Шефтсбери, представил мораль как сферу особого рода идей, воспринимаемых "моральным чувством" - познавательной способностью, аналогичной "внутреннему чувству", направленному на восприятие прекрасного и безобразного. Противоположное разуму как рассудку моральное чувство ..

Хатчесон (Нutcheson) Фрэнсис

(род. 8 авг. 1694, Сев. Ирландия – ум. 1747, Глазго) – шотл. Философ, с 1729 – профессор. Примыкал к Шефтсбери, преобразовал эстетику в систематическую науку и этим оказал влияние в Германии на Канта, Лессинга, Гердера. В противоположность современной ему итало-франц. Формальной эстетике он был представителем эстетики внутреннего, красоту определял как гармонически живое единство в ясно расчлененном многообразии. В качестве основы для восприятия прекрасного Хатчесон принимал самостоятельное непо..

Хёйзинга (Нuizinga) Иоганн

(род. 7 дек. 1872, Гронинген – ум. 1 февр. 1945, Стег, близ Арнгема) – нидерл. Философ и историк. Занимался историей и философией культуры. С 1915 – профессор в Лейдене. Благодаря морфологическому анализу глубоко понимал процесс культурного развития. Блестяще написан его главный труд – «Der Herbst des Mittelalters. Studien ьber Lebens- und Geistesformen», 1919. Др. Произведения. «Erasus», 1924. «Neue Wege der Kulturgeschichte», 1930. «Homo ludens. Versuch einer Bestimmung des Spielelementes der ..

Хейзинга (Нuizinga) Йохан

(1872-1945) - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды X. По культуре европейского средневековая и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919. "Эразм и век Реформации" - 1924) и по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938) и др. В области методологии исторического познания ("Новое направление в истории культуры", 1930 и др.) X. Примыкает к трад..

Дополнительный поиск Хвостов Вениамин Михайлович Хвостов Вениамин Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хвостов Вениамин Михайлович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хвостов Вениамин Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 27 символа