Хейзинга (Нuizinga) Йохан

207

(1872-1945) - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды X. По культуре европейского средневековая и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919. "Эразм и век Реформации" - 1924) и по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938) и др. В области методологии исторического познания ("Новое направление в истории культуры", 1930 и др.) X. Примыкает к традиции швейцарского историка культуры Я. Буркхардта, отказываясь от формальных схем исторического процесса, его объективации. Он выдвигает на первый план понятия культуры и личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной наполненности человеческой культуры.

Парадокс его методологии заключается в том, что X. Подчеркнуто неметодоло-гичен, он как бы прислушивается к голосу самой Истории, почти не интересуясь методологическими проблемами своей науки. Не достигая целостности, полноты, системности в своей работе историка, он отрицает исторический фатализм, а вместе с тем и вообще познаваемость и возможность исторических законов. И в то же время в работах X. Четко прослеживается неумолимая логика историко-культурного мышления, благодаря которой разнообразные исторические факты складываются в целостную, диалектически противоречивую, сложную картину, жизни эпохи. Для X. Характерен интерес к переломным, "зрелым и надламывающимся" эпохам, когда традиции вступают в диалог с обновляющими тенденциями в развитии культуры, причем в большей степени X.

Привлекает тезис об умирающей культуре, чем о зарождающейся или цветущей. Средневековье как гармоничная целостность для него не провозвестие грядущего, а отмирание уходящего в прошлое, в Ренессансе же он вовсе не видит единого периода, ядра культурной эпохи. Возможно, проблема заключается всего лишь в произвольности выбора определенной точки зрения, а может быть, в экзистенциальном опыте 20 в., уверившем X. В том, что современность деградирует, и ее культура рушится. В таком контексте 15 век понимается как аллегория всей истории в ее "нормальности" и в ее "закате", а так же и как обнаружение архетипических праоснов современной культуры. Культурологическая позиция X. Проясняется в работе "Homo ludens", книге об извечной первоздан-ности человеческой культуры, никогда не порывающей со своими истоками.

X. Прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для него вся культура - игровая, игра - это больше, чем культура. Выступая в качестве культурно-исторической универсалии, игра заменяет собой все другие культурологические категории. Расценивая игру как творческое позитивное начало, X. Наделяет серьезность атрибутом негативности. Несмотря на то, что ценность работы несколько приглушается неопределенностью ее выводов (X. Вынужден апеллировать к неразрешимой запутанности проблемы серьезного и игры), само выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо X. Предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий - игра, карнавал, смех.

Значение X. Для современной истории, теории культуры определяется так же и тем, что в своих работах он наметил возможности новых методологических подходов. Антропологического, структурно-типологического, семиологического и др., что свидетельствует о близости работ. X. С работами Леви-Стросса, Мосса и др., а его обращение к социальной психологии, специфике средневекового мировидения, того, что позднее получило название "ментальность", позволяет говорить о X. Как о непосредственном предшественнике французской исторической школы "Анналов".А.Р. Усманова.

Значения в других словарях
Хвостов Вениамин Михайлович

(1868-1920) - русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шаняв-ского. С 1889- профессор. В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала "Вопросы права", активно сотрудничал с журналом "Вопросы фи..

Хёйзинга (Нuizinga) Иоганн

(род. 7 дек. 1872, Гронинген – ум. 1 февр. 1945, Стег, близ Арнгема) – нидерл. Философ и историк. Занимался историей и философией культуры. С 1915 – профессор в Лейдене. Благодаря морфологическому анализу глубоко понимал процесс культурного развития. Блестяще написан его главный труд – «Der Herbst des Mittelalters. Studien ьber Lebens- und Geistesformen», 1919. Др. Произведения. «Erasus», 1924. «Neue Wege der Kulturgeschichte», 1930. «Homo ludens. Versuch einer Bestimmung des Spielelementes der ..

Хенгстенберг (Нengstenberg) Ханс-эдуард

(р. В 1904) — немецкий философ, представитель теологической версии философской антропологии. Свою концепцию X. Определял как "синтетическую антропологию". В ней заметно влияние идей феноменологии, неотомизма и неоавгустинианства. Воспринял круг идей Шелера, но заявил о необходимости "дистанционно-критического отношения к нему там, где этого требуют интересы дела". С 1948 — профессор Педагогической академии в Оберхаузене. Основные работы. "Между Богом и творением" (1948), "Автоматизм и трансценде..

Хёне-вроньский (Нoene-Wronski) Юзеф Мария

(род. 24 авг. 1778, Познань – ум. 9 авг. 1853, Париж) – пол. Философ, кантианец, основатель пол. Мессианизма (см. Также Польская философия), в котором соединил космополитические идеи с национально-слав. По Хёне-Вроньскому, разум со временем приобретет неоспоримое господство над миром и преодолеет противоположность между людьми и народами путем объединения лучших представителей всех народов. Задача славян – подготавливать это объединение. Осн. Произв. «Philosophie des mathematiques», 1811. «Philo..

Дополнительный поиск Хейзинга (Нuizinga) Йохан Хейзинга (Нuizinga) Йохан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хейзинга (Нuizinga) Йохан" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хейзинга (Нuizinga) Йохан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 25 символа