Хоружий Сергей Сергеевич
(р. 1941) - специалист в области филос. Антропологии и религиозной философии, а также физик-теоретик, математики специалист по творчеству Дж. Джойса, переводчик его романа "Улисс". Окончил физический факультет Московского государственного ун-та (1964), крестился в православие (1968), доктор наук (1977).Будучи физиком-теоретиком и математиком, развивающим строгие методы релятивистской квантовой теории, X. Вместе с тем начал работу в философии независимо и почти одновременно с физикой, первая филос. Публикация появилась в 1967 (статья "Ничто" в "Философской энциклопедии"). С тех пор занятие философией не прекращалось, однако, за вычетом редких словарных статей, при коммунистическом режиме филос. Тексты X. Не появлялись в печати.
Его позицией было неприятие официальной советской философии и филос. Среды. По его убеждению, сфера философии при тоталитаризме - не область творчества, но придаток машины господства, ее природа и содержание кардинально извращены и сразу после крушения коммунизма нужно было закрыть Ин-т философии, пересмотреть ученые степени в философии и осуществить радикальную смену кадров кафедр общественных дисциплин. Ныне же постсоветская философия уже восприняла отравляющее наследие и лишь немногим здоровее советской.Исходная сфера филос. Интересов X. (помимо влияний классиков и прежде всего М. Хайдеггера) - христианская мысль. Зап. Мистика, рус. Религиозная философия. Относясь критически к общему уровню рус. Философствования, X., тем не менее, убежден в существовании особого типа духовности и особого русла аутентичной религиозной мысли, присущих вост.
Христианству, и считает необходимым их глубокое филос. Раскрытие. Решение этой задачи вначале виделось на пути изучения рус. Филос. Процесса, метафизики серебряного века и ее отдельных фигур (прежде всего, П.А. Флоренского и Л.П. Карсавина). К этому этапу относится первая филос. Кн. X. "Миросозерцание Флоренского" (1974, опубл. 1999). Но уже с сер. 1970-х гг. Наступает новый этап, толчком к которому послужило изучение "богословия энергий" св. Григория Паламы (14 в.). Стали уясняться истинные очертания восточнохристианского дискурса, и они показывали, что метафизика серебряного века не является ни главным, ни чистым выражением этого дискурса, и в его составе рус. Аскеза существеннее и бесспорнее рус. Философии. Ключевые черты восточнохристианского дискурса, его опытный и энергийный характер (в отличие от отвлеченно-логического и эссенциалистского дискурса, доминирующего на Западе) наиболее чисто и выпукло представлены в его мистико-аскетической традиции, исихазме, и постепенно эта традиция стала главным предметом исследований X.Исихастская духовная практика ("умное делание") - антропологическая стратегия, в особом восходящем процессе преобразующая совокупность энергий человека на всех уровнях его конституции, включая соматику, психику, интеллект.
Ее понимание ставит принципиальные проблемы для каждой из наук о человеке, и ее изучение в работах X. Приняло форму междисциплинарной программы, включающей богословские, психологические, лингвистические темы, однако ядром своим имеющей философию. Исихастский опыт толкает строить философию как "дискурс энергии", в котором энергия, или "бытие-действие", - ведущий, производящий принцип для всей системы понятий. Адекватная трактовка этого опыта оказывается невозможной на базе обычного аристотелевского понятия энергии и требует альтернативной концепции, где энергия обладала бы иной, более свободной связью с сущностью. Была "деэссенциализация". Такая концепция имплицирует энергийную картину бытия- события, куда, наряду с событиями наличного бытия, входят также "события трансцендирования", составляющие цель духовных практик, и "виртуальные события", образующие виртуальную реальность.Компаративный анализ, привлекающий весь спектр духовных традиций, вскрывает универсальную природу исихастского опыта, являя его как одну из реализаций общеантропологической парадигмы или стратегии - "парадигмы духовной практики".
В свою очередь, эта парадигма трактуется как вид "предельных феноменов" человеческого опыта, в которых начинаются изменения самих конститутивных признаков способа бытия человека. Такая логика ведет к антропологическому подходу, где в центр выдвигаются эти предельные феномены, а базовым концептом становится понятие их совокупности, области, именуемой "антропологической границей". Сам же подход получил название "синергийной антропологии" (от аскетико-богословского понятия синергии, согласия-соработничества энергии человеческой и божественной). Можно полностью описать топику антропологической границы. Наряду с духовными практиками, туда входят стратегии бессознательного (изучаемые в психоанализе неврозы, комплексы и т.п.) и виртуальные стратегии.
Смешения и наложения этих трех главных видов стратегий границы порождают многообразие гибридных форм (их примеры - явления "прелести" в аскезе, психотехники, продуцирующие измененные состояния сознания и др.). В итоге человек предстает как ансамбль стратегий антропологической границы, и это новое определение человека служит ядром антропологической модели, тесно сопрягающей опыт древности и современности и отвечающей новой парадигме знания, с иной системой отношений дисциплинарных дискурсов.Диптих безмолвия. Аскетическое учение в богословском и философском освещении. 1978, М., 1991. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. "Улисс" в русском зеркале. М., 1994. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия.
Научный сб. / Под ред. С.С. Хоружего. М. 1995. К феноменологии аскезы. М., 1998. Философия и аскеза. Нью-Йорк, 1999. О старом и новом. СПб., 2000. Introduction to Algebraic Quantum Field Theory. Dordrecht, 1990..
Дополнительный поиск Хоружий Сергей Сергеевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Хоружий Сергей Сергеевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хоружий Сергей Сергеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 24 символа