Художественное Видение

288

Способ интерпретации искусством картины мира, типа культуры, менталитета. Каждая историческая эпоха демонстрирует свой тип Х.в. И вырабатывает соответствующие ему языковые средства. При этом возможности художественного воображения на любой исторической стадии не беспредельны. Каждый художник застает в свою эпоху определенные "оптические возможности", от которых он оказывается зависимым. Доминирующие представления современников (картина мира) "стягивают" все разноообразие художественных практик в определенный фокус, выступают фундаментальной основой культурной онтологии художественного сознания (т.е. Способов бытия, творческого проявления художественного сознания в границах соответствующей культурной общности).

Типы Х.в. Имеют, т.о., свою историю, и их обнаружение может рассматриваться как важнейшая задача эстетики и культурологии искусства. Изучение эволюции Х.в. Способно пролить свет на историю ментальностей, логику развития человечества как рода, на стадии общекультурного процесса.Х.в. Обнаруживает себя прежде всего в форме, в способах построения произведения искусства. Именно в приемах художественного выражения отношение художника к модели и к действительности раскрывается не как его субъективная прихоть, а как высшая форма исторической обусловленности. Вместе с тем на пути изучения типов Х.в., встречавшихся в истории, встает немало проблем. Так, нельзя не считаться с тем фактом, что у одного и того же народа в одну и ту же эпоху разные типы Х.в.

Сосуществуют. Эту расщепленность, к примеру, можно наблюдать в Италии 15 в., Франции 18 в., России втор. Пол. 19 в. Чувство формы, которое является центральным для понятия Х.в. Так или иначе соприкасается с основами национального восприятия. В более широком контексте Х.в. Может быть осознано как порождающий источник общекультурной ментальности эпохи. В этом смысле устойчивые формы Х.в. Эпохи имеют общий корень, единую основу с общими формами созерцания в обыденном сознании и внехудожественном мышлении. Если это так, то правомерной является попытка на материале искусства шаг за шагом проследить эволюцию разнообразных типов Х.в., которые, будучи выстроены в закономерную последовательность, могли бы пролить свет на историю человеческого восприятия в целом (опыты, осуществленные Г.

Вёльфлиным и М. Дворжаком).Выявление в творчестве художников, писателей, композиторов общности того или иного типа видения позволяет приблизиться к решению задачи построения истории искусства без имен. Этапами этой истории могли бы выступить специфические типы Х.в., которые в каждую эпоху выступают не чем иным, как художественно превращенными формами менталитета разных исторических эпох.Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин. М., 1916. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М., 1992. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1994..

Значения в других словарях
Хуайнанb-цзы ("Философы из Хуайнани")

Др.-кит. Письменный памятник синтетического характера, написан во 2 в. До н.э. При дворе Хуайнаньского князя Лю Аня (179-122 до н.э.). Согласно данным источников, подразделяется на три части. "внутреннюю" (21 свиток), "среднюю" (8 свитков) и "внешнюю" (33 свитка). В современной редакции состоит из 21 главы, написанной разными авторами. "Х.-ц." отличается сочетанием различных литературных стилей и методов развертывания филос. Идей, широко использует "естественную" мифологию даосизма и "историзиро..

Художественная Форма

Воссоздание объективной и субъективной реальности в выразительных средствах искусства. В искусстве постоянно происходит процесс обновления формального аппарата. Вместе с тем здесь наблюдается известная приверженность традиционализму. Наряду с новациями искусство, следуя пристрастиям художников, зрителей, читателей, слушателей, проводит своеобразный отбор наиболее универсальных форм, ценных по целому ряду параметров - емкость, концентрированность, изящество, отточенность и т.д. К примеру, со врем..

Художественное Познание

1) познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в "прекрасной оболочке", как субъективно- выразительно окрашенный (примером такого "видения" может служить модель атома, предложенная Н. Бором и охарактеризованная А. Эйнштейном как "работа высшей музыкальности"). 2) познание мира художественного, условного, "мнимого" (Л.С. Выготский), требующее художественного таланта автора, профессионал..

Художественное Пространство

Пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического. Понятие "Х.п.", играющее центральную роль в современной эстетике, сложилось только в 20 в., хотя обозначаемая им проблематика обсуждается в философии искусства еще с античности. В Новое время Х.п. Обычно отождествлялось с изображенным художником пространством мира. Пространство картины или гравюры, пространство пластического образа, п..

Дополнительный поиск Художественное Видение Художественное Видение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Художественное Видение" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Художественное Видение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 22 символа