Художественное Видение
Способ интерпретации искусством картины мира, типа культуры, менталитета. Каждая историческая эпоха демонстрирует свой тип Х.в. И вырабатывает соответствующие ему языковые средства. При этом возможности художественного воображения на любой исторической стадии не беспредельны. Каждый художник застает в свою эпоху определенные "оптические возможности", от которых он оказывается зависимым. Доминирующие представления современников (картина мира) "стягивают" все разноообразие художественных практик в определенный фокус, выступают фундаментальной основой культурной онтологии художественного сознания (т.е. Способов бытия, творческого проявления художественного сознания в границах соответствующей культурной общности).
Типы Х.в. Имеют, т.о., свою историю, и их обнаружение может рассматриваться как важнейшая задача эстетики и культурологии искусства. Изучение эволюции Х.в. Способно пролить свет на историю ментальностей, логику развития человечества как рода, на стадии общекультурного процесса.Х.в. Обнаруживает себя прежде всего в форме, в способах построения произведения искусства. Именно в приемах художественного выражения отношение художника к модели и к действительности раскрывается не как его субъективная прихоть, а как высшая форма исторической обусловленности. Вместе с тем на пути изучения типов Х.в., встречавшихся в истории, встает немало проблем. Так, нельзя не считаться с тем фактом, что у одного и того же народа в одну и ту же эпоху разные типы Х.в.
Сосуществуют. Эту расщепленность, к примеру, можно наблюдать в Италии 15 в., Франции 18 в., России втор. Пол. 19 в. Чувство формы, которое является центральным для понятия Х.в. Так или иначе соприкасается с основами национального восприятия. В более широком контексте Х.в. Может быть осознано как порождающий источник общекультурной ментальности эпохи. В этом смысле устойчивые формы Х.в. Эпохи имеют общий корень, единую основу с общими формами созерцания в обыденном сознании и внехудожественном мышлении. Если это так, то правомерной является попытка на материале искусства шаг за шагом проследить эволюцию разнообразных типов Х.в., которые, будучи выстроены в закономерную последовательность, могли бы пролить свет на историю человеческого восприятия в целом (опыты, осуществленные Г.
Вёльфлиным и М. Дворжаком).Выявление в творчестве художников, писателей, композиторов общности того или иного типа видения позволяет приблизиться к решению задачи построения истории искусства без имен. Этапами этой истории могли бы выступить специфические типы Х.в., которые в каждую эпоху выступают не чем иным, как художественно превращенными формами менталитета разных исторических эпох.Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин. М., 1916. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М., 1992. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1994..
Дополнительный поиск Художественное Видение
На нашем сайте Вы найдете значение "Художественное Видение" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Художественное Видение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 22 символа