Шанкара

203

(санскр. Sarnkara) - философ, проповедник и реформатор индуизма, общепризнанный основатель адвайта-веданты ("недуалистическая веданта") как филос. Системы, творивший, по современным датировкам, в 7-8 вв. Как полемист Ш. Более всех др. Индуистских учителей (наряду с Кумарила Бхаттой) подвизался в деле вытеснения буддизма из Индии. Как религозный реформатор Ш. Пытался, с одной стороны, "упорядочить" индуистские культы, освобождая их от оргиастических обрядов и кровавых жертвоприношений, с др. - организовать течения индуистского "монашества", используя начала монастырской жизни, апробированные в том же буддизме. Ш. Установил и канон текстов "ведантийского индуизма", включавший "Веданта-сутру", десять основных Упа-нишад и "Бхагавадгиту".Хотя Ш., как и многим др.

Популярным учителям, инд. Традиция приписывает великое множество произведений, современная индология, основывающаяся на филологических принципах идентификации его текстов, относит к числу его бесспорных соч. 1) "Брахмасутра-бхашью" - обстоятельное истолкование четырех разделов сутр веданты, каждый из которых делится на четыре главы. 2) комментарии к "Брихадараньяка-", "Чхандогья-", "Айтарея-", "Тайттирия-", "Кена-", "Иша-", "Катха-", "Мундака-" и "Прашна-упанишаде", которые и стали "каноническими Упани-шадами" именно благодаря этим толкованиям Ш. 3) комментарий к "Бхагавадгите". 4) комментарий к "Мандукья-карике" Гаудапады. 5) трактат "Упадеша-сахасри" ("Тысяча наставлений"), состоящий из 19 глав, написанных стихами и прозой.Основную доктрину абсолютистского монизма Ш.

Составляет учение о Брахмане - простом, безличном и "бескачественном" мировом сознании - единой и в конечном счете единственной реальности, на которую каким-то образом проектируется универсум "имен и форм" - множественного и становящегося феноменального мира - в результате "наложения" друг на друга Атмана и не-Атмана, как следствия безначального действия мирового Незнания (авидья). Авидья обусловливает состояние трансмиграции (сансара) и страдания заблуждающихся индивидов, выход из которых, "освобождение" (мокша) мыслится как осознание идентичности своего Я и Абсолюта. Ш. Понимал, что это учение находится в противоречии, во-первых, с реальным опытом, не позволяющим считать внешний мир подобной сновидениям иллюзией.

Во-вторых, с религиозным сознанием, сопротивляющимся отождествлению Я с Абсолютом и "снятию" в конечном счете реальности самих объектов почитания. В- третьих, с логикой, по которой достаточно трудно совместить строгий монизм с признанием другого (помимо самого Абсолюта), мистифицирующего первоначала мира - того, что у его последователей обозначается как Майя (при включении же его в Абсолют последний должен раздваиваться, теряя свою "простоту"). Из первого затруднения Ш. Пытался выйти, применив схему своих же оппонентов буддистов- виджнянавадинов о трехчастной стратификации уровней реальности - в виде различения абсолютной реальности Брахмана, относительной реальности эмпирического мира и фантомной реальности собственно иллюзорных объектов типа небесного цветка и т.п.

В результате миру отказывается лишь в конечной реальности, но не в реальности вообще. Второе затруднение преодолевается с помощью конструкции буддистов-мадхьямиков - стратификации самой истины, развивавшейся уже учителем его учителя Гаудападой (6-7 вв.), по которой различаются истина безусловная и условная, позволяющая признать почитание божества-Ишвары как создателя, хранителя и разрушителя мира, а также всего пантеона и соблюдение предписаний дхармы для тех, кто еще не "реализовал" до конца конечную истину веданты. Третью проблему, связанную с локализацией и онтологическим статусом Неведения, Ш. Фактически оставил на разрешение своим последователям (а также всем своим будущим оппонентам).Ш. Полемизирует с материалистами, отождествлявшими Атмана с телом.

С джайнами, учившими о соразмерности души телу. С буддистами основных направлений, доказывая, в частности, что способ опровержения виджнянавадинами реальности объектов внешнего мира (Ш. Постоянно дистанцируется от иллюзионизма) вполне может быть обращен и против признаваемой ими реальности сознания. Среди неприемлемых положений "ортодоксальных" даршан - учения санкхьи о бессознательной Первоматерии мира, вайшешиков об атомах, отдельных "теистов" о том, что Божество является лишь инструментальной, но не материальной причиной мира. Ш. Расходится и с мимансаками, по которым конечное благо есть реализация дхармы и его можно "заработать" выполнением ведийских предписаний.Примерами экзегезы Ш. Могут служить его истолкования "великих речений" Упанишад типа "Брахман есть блаженство", "То еси ты" и т.д.

Или соответствующая его учению трактовка "Бхагавадгиты", при которой в текст "вчитывается" идея, что никакой альтернативности между "путем познания" и "путем действия" на деле не существует.Ш. И его ближайшие ученики (Падмапада, Суре-швара и др.) оказали решающее воздействие на развитие всей последующей адвайта-веданты. Комментарии к его произведениям, составляемые до настоящего времени, не поддаются калькуляции, а библиография посвященной ему литературы могла бы составить солидный том. The Vedanta Sutras of Badarayana with the commentary by Sarikara. Transl. By G. Thibaut. Oxford, 1890-1896. The Works of Sarikaracarya. Vol. II-III. Delhi, 1964. The Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. III. Advaita Vedanta up to Sarikara and His Pupils.

Delhi, 1981. Шанкара. Атмабодха / Пер. А.Я. Сыркина // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 158-164. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.В.К. Шохин.

Значения в других словарях
Шанкара

(предположительно 788—820) индийский религиозный философ и поэт, реформатор Индуизма, создатель последовательно монистической системы — адвайта-веданты (недуалистической веданты (См. Веданта)). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды — комментарии к «Брахма-Сутре» («Веданта-Сутра») Бадараяны, к Упанишадам (См. Упанишады), «Бхагавадгите». По Ш., единая и всепр..

Шанкара

ШАНКАРА (кон. 8-9 вв. Традиционные даты 788-820) - религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма. Синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. Е. Признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения. Комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавадгиту".. ..

Шанкара

ШАНКАРА (конец 8 - 9 вв. Традиционные даты 788 - 820), индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т.е. Признающие авторитет> вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения. Комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавадгиту".. ..

Шанкара

(санскрит. Çankara - спасительный, благодетельный) - 1) эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр (см.). 2) философ и религиозный учитель Шанкарачарьи (см.). 3) индийский юрист конца XVI в. 4) философ середины XVI в., особенно известный как автор юридического трактата Дхармадвайтанирная (устранение двусмысленности закона), содержащего разъяснение ряда юридических проблем. Часть этого трактата, трактующая об усыновлении, издана, с переводом, Мандликом.С. Б-ч.. ..

Шанкара

(предп. 788 — 820 гг.) религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма, крупнейший представитель философии ВедантыДействие не может устранить незнания… — лишь знание устраняет незнание.Знание, возникшее от понимания природы действительного, мгновенно кладет конец незнанию.(Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Шамбала

В буддизме и ряде мистических учений - легендарная страна, располагающаяся к северу от реки Тарим (Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи), либо в великих горных системах Азии. Впервые упоминается в текстах 10 в. Цари Ш., правившие и правящие в соответствии с учением мудреца Шакьямуни (по преданию, их 32), призваны сохранять Ш. До момента великой битвы ее сил с полчищами зла. В результате этого противоборства должна родиться новая эпоха - эпоха будды Майтрейи. У приверженцев теософских миропредставлений, Ш. - мес..

Шан Ян, Настоящее Имя Гунсунь Ян

(род. 400 – ум. 338 до Р. X.) – древнекит. Философ. Один из основоположников философской школы фацзя («школы законников»). В своем учении о государстве развивал мысли о суверенном праве, в соответствии с которыми станет возможным управление народом не с помощью богатства, а только с помощью строгих законов.. ..

Шанкара-ачарья

(санскр. Саnkаrа - имя, acarua - учитель) (788-820) - индийский философ, мистик, поэт, ортодоксальный теолог и реформатор, учитель и проповедник школы Адвайта-Веданты (недуализм, недвойственность). Родом из Кералы, принадлежал касте брахманов. Стремясь постигнуть тайну жизни, становится саньясином (странствующим отшельником). Учится у Говинды, ученика Гаудапады. Проходит пешком всю Южную Индию, диспутирует с буддистами, вишнуитами, шиваитами, представителями разных философских школ. Основывает р..

Шань Хай Цзин ("Канон гор и морей")

..

Шанкара

1) также АДИ-Ш. (т. Е. Изначальный Ш., в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачаръя (788-812 гг. Н. Э.) - величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и гл. Представитель и классик направления адвайта-веданты в философии. Брахман родом из Кералы, учился в традиции Гаудапады, рано принял монашество (санньясу). Обошел всю Индию, выступая в многочисл. Диспутах и побеждая сторонников иных даршан. Обратил в веданту в т. Ч. Великого философа мимансы ..

Дополнительный поиск Шанкара Шанкара

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шанкара" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шанкара, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа