Шестов Лев

216

(псевдоним. Настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман. 1866-1938) - рус. Философ. Окончил Киевский ун-т (1889), по образованию юрист. С 1895 занимался филос. И литературно-критическими исследованиями. После написания и издания книг, посвященных Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и Ф. Ницше, приобрел большую известность, стал одним из выдающихся мыслителей религиозно-философского возрождения в России нач. 20 в. В 1920 эмигрировал во Францию. В эмиграции поддерживал дружеское общение и переписку со многими европейскими философами (Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, М. Бубером, К. Бартом и др.), входил в президиум Общества Ф. Ницше, выступал с лекциями, его новые книги переводились на иностранные языки.Основная филос. Тема Ш. - протест религиозной личности против природной и социальной необходимости, получившей обоснование в рациональных учениях.

В его первой кн. "Шекспир и его критик Бран-дес" (1898) уже присутствует дилемма рационализма и личного жизненного опыта, развиваемая в последующих работах. Рациональное истолкование литературы критиком Г. Брандесом противопоставляется живому творчеству У. Шекспира, полноценно отражающего человеческие мысли и страсти. В последующих работах "Добро в учении графа Л. Толстого и Ф. Ницше" (1900) и "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903) Ш. Излагает филос. Мировоззрение, складывающееся из отрицания отвлеченных моральных принципов, искания Бога, отказа от метафизических "утешений" и признания трагедии жизни как личной основы философствования. Негативно оценивая влияние филос. Теорий на человеческую жизнь, Ш. Предлагает в "Апофеозе беспочвенности" (1905) философию, призванную "научить человека жить в неизвестности".

Он избирает своими творческими принципами предельную адогматичность, афористическую форму и парадоксальность мышления, во многом продолжив филос. Традицию Ницше.В 1910-1914 Ш. Жил в Швейцарии и усиленно изучал историю зап. Философии и богословие. С этого времени для него начинается новый этап творчества, когда героями его книг, идейными союзниками и противниками становятся Сократ, Платон, Плотин, М. Лютер, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Кант и др. Мыслители, рассматриваемые в контексте выбора между властью необходимости и религиозной свободой личности. В кн. "Potestas Clavium" (1923), "На весах Иова" (1929) и "Афины и Иерусалим" (1938) Ш. Нарисовал широкую картину борьбы в истории филос. Мысли, в которой рациональные идеи и догмы, логика и разум ("Афины") противостояли религиозной истине и личному откровению ("Иерусалим").

Библейское мировоззрение против идеалистических систем и рационального богословия, экзистенциальное отчаяние Иова против "понимания" Спинозы - такова филос. Позиция Ш., приводящая не только к протесту против смерти и трагичности человеческого бытия, но и к радикальному антирационализму и метафизическому произволу.Свои размышления о природе рационального познания и источниках библейского Откровения Ш. Довел до логического конца в кн. О С. Кьеркегоре ("Киргегард и экзистенциальная философия"). На примере датского мыслителя он рисует образ "рыцаря веры", вступающего в "последнюю борьбу" с всеобщими и принудительными "истинами" рассудка. Бог, стоящий выше всех законов мироздания, и безграничная религиозная вера дают спасение от бездны небытия и пустоты рациональной действительности.

Если человек верит, что "для Бога все возможно", то все логические и разумные принципы теряют смысл, и в акте веры преодолевается страх, метафизический источник которого Ш. Находит в библейском сказании о грехопадении. Экзистенциальная философия в понимании Ш. Есть путь парадоксального мышления к запредельной свободе Бога и человека. Отрицание разума дополняет аналогия личной веры, которая делает законченным филос. Мировоззрение Ш. И составляет его основное содержание.Собр. Соч. Т. 1-6. СПб., 1911. Что такое большевизм. Берлин, 1920. Potestas Clavium. Берлин, 1923. На весах Иова. Париж, 1929. Киргегард и экзистенциальная философия. Париж, 1939 (М., 1992). Афины и Иерусалим. Париж, 1951. Умозрение и Откровение. Париж, 1964. Sola fide. Paris, 1966.

Роковое наследие // Минувшее. Вып. 9. М., 1992. Соч. В 2 т. М., 1993.Грифцов Б. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950. Т. 2. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников. Париж, 1983. Т. 1-2. Бердяев НА. Собр. Соч. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. Мотрошилова Н.В. Парабола жизненной судьбы Л. Шестова // Вопросы философии. 1989. № 1. Морева Л.М. Лев Шестов. Л., 1991. Wernham J. Two Russian Thinkers. An Essay on Berdyaev and Schestov. Toronto, 1968. Fondane B. Rencjntres avec Leon Chestov. Paris, 1982.О.Т. Ермишин.

Значения в других словарях
Шестов Лев

Шестов Лев (псевд. Наст. Имя и фам. ‒ Лев Исаакович Шварцман) [31.1 (12.2).1866, Киев, ‒ 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895‒1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 ¾ в Москве, с 1918 ‒ в Киеве, с 1920 ‒ в Париже. Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф. М. Достоевского, Ш. Предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма. ..

Шестов Лев

ШЕСТОВ Лев (наст. Имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) - российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил "философию трагедии" (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - о..

Шестов Лев

(1866-1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя - Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот ока..

Шестов Лев

(наст. Имя и фам. Лев Исаакович Шварцман. 1866–1938) – рус. Философ-экзистенциалист, писатель, литер. Критик. Окончил юридич. Ф-т Киевского ун-та. В 1895–1914 жил преим. В Швейцарии, в 1914—20 в России. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Ш. Восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязат. Нравств. Норм над суеверной личностью. Традиц. Философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре кот. – абсурдность человеческого существования), а филос. Ум..

Шестов Лев

Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866- 1938) - российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в. Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную. В 1920 эмигрировал за границу. С 1921 - в Париже, профессор в Сорбонне. Основные сочинения. 'Добро в изучении графа Толстого и Ф. Ницше. (Философия и проповедь)' (1900), 'Достоевский и Ницше. Философия трагедии' (1903), 'Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)'..

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф

..

Шерток (Сhertok) Леон

(1910-1991) - французский психиатр, психоаналитик, историк психиатрии и психоанализа. Доктор медицины, профессор Сорбонны. Ученик Лакана. После получения медицинского образования работал психиатром. Изучал гипноз и активно использовал его в терапевтических целях (в т.ч. В качестве анестезирующего средства). Прошел курс дидактического психоанализа у Лакана и работал практикующим психоаналитиком. Во время Второй мировой войны был активным участником французского движения Сопротивления. Прошел науч..

Шестов Лев (Лев Исаакович Шварцман)

(1866— 1938) — российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в. Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную. В 1920 эмигрировал за границу. С 1921 — в Париже, профессор в Сорбонне. Основные сочинения. "Добро в изучении графа Толстого и Ф. Ницше. (Философия и проповедь)" (1900), "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905), "Начала и концы" (19..

Шефтсбери (Schaftsbury) Антони Эшли Купер

..

Дополнительный поиск Шестов Лев Шестов Лев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шестов Лев" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шестов Лев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 10 символа