Шлейермахер (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль

193

(1768—1834) — немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г.Якоби, в теологической — такого направления, как пиетизм. В 1787 он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берли- не. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии. Особенно заметным оказались его отношения с романтиками и, в частности, дружба с Ф. Шлегелем. В 1802 за противоречия с протестантской церковью, Ш. Переводят придворным проповедником в Штольпе. Из этого изгнания его освободило через два года приглашение занять место экстраординарного профессора философии и богословия в Халле.

После закрытия университета в Халле, Ш. Отправился в Берлин, где он получил место проповедника и профессора университета (учрежденного по его плану). Результатом его академической деятельности явилась богословско-философская школа, названная по имени своего учителя. Наряду с Шеллингом и Гегелем, Ш. — равноправный представитель универсалистского образования, положенного в то время в основание философской работы. Как богослов с успехом действовал в пользу протестантской унии. Ш. Был выдающимся теоретиком-филологом, автором многочисленных трудов по истории греческой философии, а своим мастерским переводом произведений Платона заложил основы немецкой школы антиковедов. Специфика работы Ш. С текстом в такой сфере теологии, как экзегетика, позволяет констатировать, что Ш.

Стоит у истоков современной философской герменевтики. В истории герменевтики Ш. Принадлежит концепция универсальной герменевтики и конструирование ее как науки. У него проблемой становится понимание как таковое. В своих лекциях и докладах по герменевтике Ш. Придерживался следующего принципа. "Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор". Однако искусство герменевтики не выступало у Ш. "органом предметного исследования". В этом смысле Ш. Отличает искусство герменевтики от диалектики. Именно поэтому герменевтика имеет служебную функцию и подчиняется предметному исследованию. В своем миросозерцании он оригинальным образом синтезировал принципы немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг) и обосновал на них собственные убеждения.

Теоретические основы учения Ш. Изложены по преимуществу в сочинении "Диалектика", которое было издано на основании его лекций посмертно. Философия, по Ш., должна показать, каким образом мышление в качестве познания может приближаться к своему идеалу. В этом смысле она — диалектика и логика познающего бытия. Как кантовская трансцендентальная логика, так и диалектика Ш. Является одновременно и логикой и метафизикой. В философии религии Ш. Также занимает особенное и оригинальное положение. Бог как тождество мышления и бытия, идеального и реального, представляется недостижимой целью, к которой стремится все научное познание. Ш. Не богослов Откровения, т.к., по его мнению, о деятельности откровения Божества мы также мало можем что-либо знать, как и о его Сущности.

В то же время Ш. — противник рационализма, потому что, согласно его убеждению, Божество непознаваемо. Но он и против кантовского нравственного богословия. Его философия религии основывается не на теоретическом, не на практическом, но на эстетическом разуме. Так как Бог не может быть познан, то и философия религии является не учением о Боге, а учением о религиозном чувстве. В своей этике Ш. Самым выразительным образом подчеркивает идею личности. Нравственная задача состоит в законченном развитии индивидуума, который в равновесии своих различных сил должен изжить свою внутреннюю сущность. Однако нравственное развитие индивидуума, по Ш., возможно только на широком базисе общей культурной жизни и состоит исключительно в индивидуальной переработке всех моментов, составляющих содержание целого.

Нравственно зрелый индивид должен чувствовать свое единство с целым, принявшим в нем индивидуальную форму. Занимая эту этическую точку зрения, Ш. Рассматривал государство, общественность, университет и церковь. Он дал в своем учении совершенныйобраз собственной личности, хотя и замкнутой в самой себе, но все же соприкасающейся с общей жизнью. Корпус сочинений Ш. Достаточно велик и разнообразен. Большинство из них было опубликовано после смерти мыслителя. Важнейшие их них. "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" (1799), "Монологи" (1800), "О различии между законами природы и законами морали" (1825), "Диалектика" (1839), "Эстетика" (1842), "Учение о государстве" (1845), "Психология" (1864), "Философия этики" (1870) и др.

A.A. Легчилин.

Значения в других словарях
Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниель

(род. 21 нояб. 1768, Бреслау – ум. 12 февр. 1834, Берлин) – нем. Теолог и философ. В тесной связи с нем. Идеализмом и романтикой он создал имеющую протестант, уклон философию созерцающего мышления, связанного с Богом и миром. Смягчая идеалистические спекуляции Канта и Фихте, требовал обратить большее внимание на духовно-исторические реальности, однако не в их изолированности, а в единстве с Целым и Вечным. Религия – ощущение единства с этим Вечным. Она основывается на чувстве «простой» зависимос..

Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль

..

Шлик (Schlic) Мориц

(род. 14 апр. 1882, Берлин – ум. 22 июня 1936, Вена) – австр. Философ, физик и логик. Профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931-1932 – в БерклИ (Калифорнийский ун-т). Основатель Венского кружка (см. Неопозитивизм). Представитель эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал гл. О. Проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически раз..

Шлик (Schlick) Мориц

(1882—1936, застрелен бывшим своим студентом психопатом на лестнице в здании университета) — австрийский философ, физик и логик. Диссертация по физике под руководством М.Планка (1904). Профессор в Ростоке и Киле (1911—1922), Вене (с 1922), в Калифорнийском университете (1931—1932), ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель и председатель Венского кружка. Основные работы. "Пространство и время в современной физике" (1917), "Всеобщая теория познания" (1918), "Вопросы ..

Дополнительный поиск Шлейермахер (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль Шлейермахер (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шлейермахер (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шлейермахер (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 48 символа