Эвдемонизм

372

(от греч. Eudaimonia - счастье) - философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье. Особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории. Счастье "мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого" (Аристотель). Ориентация на счастье означает признание того, что конечной целевой причиной, а соответственно, и общей ценностной основой (смыслом, нравственным пределом) деятельности является сам действующий субъект. Счастье представляет собой общее обозначение субъективных оснований деятельности, которые в содержательном плане столь же различны, сколь различны сами субъекты.

Этика учитывает эти различия, чаше всего стремится их преодолеть, т.к. Ее прежде всего интересует вопрос о том, может ли счастье быть объективным принципом, способным придать нравственную соразмерность жизни как отдельных индивидов в многообразии их желаний, интересов, потребностей, так и человеческих сообществ. Э. Дает на это положительный ответ и возвышает счастье до нравственного принципа поведения. Он исходит из того, что внутренняя разорванность личности, как и коллизии между людьми, будут преодолены только в том случае, если человек будет верен своей изначальной нацеленности на счастье - правильно его понимать и сознательно к нему стремиться. Центральным для Э. При этом является вопрос о соотношении счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравственного образа мыслей и действий.

Различные его решения в философии и реальном опыте жизни пол. Исследователь В. Татаркевич резюмировал в следующих формулах. Д. (добродетель) и С. (счастье) идентичны. Д. Есть причина С. С. Есть награда за Д. Д. Исключает или затрудняет С. Д. И С. Независимы друг от друга. Д. Есть один из факторов С. С. Является причиной или необходимым условием Д. С. Является целью Д. Д. Имеет право на С. Особенность Э. Как способа обоснования морали состоит не только в том, что он ставит мораль в прямую зависимость от счастья. По-особому понимается и сама мораль, ценность которой видится прежде всего в приятных ощущениях, чувствах удовольствия, душевного комфорта, сопутствующих добродетельному образу мыслей и действий.Следует различать по крайней мере три разновидности Э., которые условно можно назвать гедонистическим, моралистическим и синтетическим.

Гедонистический вариант Э. Был всесторонне разработан Эпикуром, получил широкое распространение в эпоху Просвещения (П. Гассенди, Ж.О. Де Ламетри, Вольтер, П. Гольбах). В нем счастье понимается как удовольствие, его отличие от гедонизма в собственном смысле слова состоит в том, что удовольствие интерпретируется как особое (устойчивое, длительное, интенсивное) состояние, а его достижение прямо ставится в зависимость от добродетельной жизни. Эпикур называл удовольствие альфой и омегой счастливой жизни, добавляя, что "нельзя жить приятно, не живя разумно, правильно и справедливо". Аргумент, согласно которому счастливый самодостаточен и ему нечего делить с другими, является основным в этике гедонистического варианта Э.

Даже тогда, когда Э. Понимается как желание счастья другим, речь идет не столько о моральной обязанности, сколько о том, что счастье окружающих является условием собственного счастья. Моралистический вариант Э. Восходит к стоицизму и стоической традиции в этике. Исходя из понимания счастья как самодостаточности, когда человек ни в чем не нуждается и ни от чего не зависит, стоики приходили к выводу, что этим критериям удовлетворяет только добродетель. Соответственно счастье - не следствие добродетели, оно совпадает с ней. Л.А. Сенека считал, что добродетели достаточно для счастья. Б. Спиноза говорил, что счастье - не награда за добродетель, а сама добродетель. Синтетический вариант Э. Связан с именем Аристотеля и перипатетической традицией в этике.

В этом случае счастье понимается как высшее благо, которое не отменяет и не снимает все прочие блага, а напротив - суммирует, внутренне организует их. Непосредственно оно выступает как чувство удовлетворенности жизнью в целом, проистекающее из совершенной деятельности. Оно решающим образом зависит от моральных качеств, добродетельности человека, но предполагает также в качестве условия наличие внешних благ.Понятие Э. Охватывает разнообразный круг этических теорий. Поэтому представляется целесообразным разграничивать Э. В широком и узком смысле слова. В узком или собственном смысле слова Э. - традиция Эпикура, которая противостоит стоической традиции долга. В широком смысле, который придавал данному понятию И.

Кант, Э. Являются все т.н. Гетерономные моральные теории. Кант считал, что только его этика свободна от учения о целях, а тем самым и от Э., однако и ему не удалось удержаться на этой позиции (постулат существования Бога в его этике был как раз предназначен для того, чтобы мораль и счастье можно было мыслить соединенными). Э. - не только совокупность этических школ и моральных опытов, он в известном смысле является также определенной исторической стадией и того и другого. Он был характерен для античности, Средневековья, в значительной мере для Нового времени. В настоящее время ситуация существенно изменилась. Этика и моральная практика 20 в. В целом отказались от Э. Идеал ориентированного на счастье самодовлеющего индивида и счастливого общества оказывается явно несовместимым как с драматизмом существования современного человека в отчужденном мире, так и с необычайно возросшей интенсивностью общественных связей и взамозависимостью людей друг от друга, а гедонизм, осуществленный в практике потребительского общества, потерял нравственную привлекательность.

Эвдемонистические мотивы сохранились в рамках натуралистической этики (напр., фелицитология О. Нейрата), но они уже не являются основой построения теории морали.Спиноза Б. Этика // Избр. Произв. М., 1957. Т. I. Кант И. Критика практического разума // Соч. Вбт. М, 1964. Т. 4(1). Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. Аристотель. Никомахова этика // Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 4. Эпикур. Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. X. М., 1986. Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989.А.А. Гусейнов.

Значения в других словарях
Эвдемонизм

(от греч. Eudaimonia — счастье, блаженство) античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому Счастье («блаженство») является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного Э. Является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира. Хотя Э. Возник одновременно и в тесной связи с Гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу. Счастье есть не п..

Эвдемонизм

ЭВДЕМОНИЗМ - этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. Eudaimonia) высшей целью человеческой жизни. Один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.. ..

Эвдемонизм

ЭВДЕМОНИЗМ, этическое направление, считающее счастье, блаженство (греческое eudaimonia) высшей целью человеческой жизни. Один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.. ..

Эвдемонизм

Или эвдаймонизм (от Έύδαιμονία — счастье) — этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово εύδαιμονία, подобно русскому "счастье", обозначает, во-первых, субъективное состояние удовлетворенности, во-вторых — объективные условия, так называемые внешние блага, вызывающие состояние удовлетворенности (здоровье, богатство etc.). Хотя оба элемента, субъективный и объективный, обыкновенно тесно связаны, однако возможно и полное их расхождение, т. Е. Человек м..

Эвдемонизм

Стремление к счастью, которым определяются все наши поступки и цель всей жизни каждого из нас. Нравственно философское учение о счастье, как о конечном смысле нашего существования.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)этическое учение, полагающее цель человеческой жизни в достижении счастья.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)греч. Учение, по которому личное счастье людей соста..

Эвдемонизм

Этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. Eudaimonia) высшей целью человеческой жизни. Один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.. ..

Эвдемонизм

М.Направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.. ..

Эвдемонизм

Эвдемонизма, мн. Нет, м. (от греч. Eudaimonia - блаженство) (филос.). Идеалистическое этическое учение, считающее целью жизни стремление человека к личному счастью, благополучию.. ..

Эвдемонизм

(греч. Еudaimonia счастье, блаженство). ..

Эвдемонизм

– блаженство, счастье – этический принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высшей цепи жизни. Возникает Э. В античном мире, находит отражение в учениях Сократа, Аристотеля. В Новое время идеи Э. Получают развитие в этической концепции Спинозы. Их разделяли французские материалисты XVIII в. Гельвеции и Дидро. Будучи в своей основе противоположной христианской этике, для которой высшее блаженство достижимо лишь в потустороннем мире, эвдемо..

Эвгемер

Древнегреч. Философ 4-3 вв. До Р. X., из школы киренаиков. Был известен своим учением (которое позднее вошло в историю религии как «эвгемеризм») о том, что боги – могущественные, выдающиеся люди глубокой древности, которых народ впоследствии идеализировал.. ..

Эвдем С Родоса

Древнегреч. Философ, перипатетик. Наряду с Теофрастом был одним из значительнейших учеников Аристотеля и занимался вопросами этики. Одно из произв. Аристотеля называется «Эвдемова этика».. ..

Эвдемония

(греч.) – см. Эвдемонизм, Счастье.. ..

Эвиденция

(от лат. Evidens – проявляться, выявляться) – очевидность, наиболее глубокое проникновение в предметы. Переживаемое в сознании и дающее достоверное знание о предмете (см. Достоверность). То, что «очевидно» для мышления и познания. По Канту, эвиденция никогда не может происходить из понятий в «дискурсивном» познании, а лишь из «интуитивных» положений, аксиом в узком смысле слова. Различают психологическую эвиденцию (чувство убежденности) и логическую эвиденцию, убеждающую в законности суждения. Э..

Эвдемонизм

Этическое направление, считающее блаженство высшей целью человеческой жизни. Эвдемонизм является одним из основных принципов древнегреческой этики.. ..

Дополнительный поиск Эвдемонизм Эвдемонизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эвдемонизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эвдемонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 10 символа