Экзегетика

383

(греч. Exegeomai — истолковываю) — 1) — Раздел фундаментальной (или систематической) теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения. Поскольку в рамках христианского канона исходное Божественное откровение трактуется как данное в слове Священного Писания, постольку тексты последнего выступают центральным предметом Э. Однако наличие в ее основоположениях тезиса о том, что чем ближе по времени тот или иной автор-толкователь к исходному откровению, тем более адекватна его интер- претация, — делает предметом Э. Также и тексты Отцов Церкви. В этой связи, если правомерен тезис о том, что основы Э. Были заложены в рамках патристики (Ориген, Григорий Нисский), то столь же правомерно и утверждение о том, что сама патристика выступает, в свою очередь, предметом экзегетической процедуры.

Фундаментальной презумпцией применяемой Э. Методологии является установка на имманентное истолкование текста, исключающая его историческую, генетическую, символическую, мифологическую, аллегорическую и любую другую внешнюю интерпретацию. Статус откровения и сакральная значимость толкуемых текстов задают интенцию на автохтонное воспроизведение их смысла как единственно возможный вариант их восприятия и как центральную задачу Э. Семантико-аксиологический вектор имманентной интерпретации оформляется в культуре еще в рамках мифологической традиции. Исходная интерпретационная процедура, будучи отнесенной к сакральному тексту мифа, не допускает ни скепсиса, ни даже вольной трактовки, но требует воспроизведения имманентно заданного смысла содержания.

В качестве рефлексивно осмысленного метода истолкования имманентная интерпретация оформляется в античной культуре в качестве герменевтики (греч. Hermenevo — разъясняю, истолковываю) как способа постижения внутреннего смысла иносказаний (вначале в контексте предсказаний оракула, затем — в контексте поэтических текстов). В эпоху эллинизма герменевтика была понята как инструмент реконструкции имманентного содержания (и тем самым — понимания и истолкования) наследия античной классики (как, например, текстов Гомера в неоплатонизме). Христианство еще более актуализирует этот аспект. Слово Божье, переданное в откровении, не может служить поводом для произвольного конструирования смысла или вербальных игр, — оно должно быть понято в его изначальной глубине и святости.

Понимание, таким образом, конституируется как центральная процедура экзегетического акта, причем само понимание трактуется в данном случае не как наполнение текста смыслом, позволяющее разночтения и допускающее вариативность способов сделать текст осмысленным, — речь идет о понимании как правильном понимании, т.е. Реконструкции исходного смысла (ср. С трактовкой понимания как верного соотнесения с ценностью в Баденской школе неокантианства). Исторические формы (этапы эволюции) Э. Представлены. Ранней Э., ограничивающейся этимологическим анализом текста (классический вариант — "Этимология" Исидория из Севильи). Зрелой Э., ориентированной уже не на вербальный, но на концептуальный анализ, в рамках которого текст воспринимается как целостность, а центральной задачей выступает реконструкция его смысла, не исчерпывающегося языковой семантикой (классические представители — Василий Великий, Августин Блаженный).

Поздней (или спекулятивной) Э., культивирующей жанр интерпретации фактически в качестве предпосылки для оригинального авторского творчества. Акценты интерпретационного процесса оказываются расставленными по-иному. Трактовка сакрального текста реально перерастает в создание нового произведения, квазитекст, как текст о Тексте, а последний в данном случае выступает лишь поводом для свободного творчества, — авторитетным, но не авторитарным. (Известно, что многочисленные средневековые "Суммы" и компендиумы толкований, оформленные по правилам Э. Как комментарии к Библии или текстам патристики, объективно являлись новаторскими трактатами в сфере теологии, философии или логики. От глубоко оригинального Иоанна Дунса Скота до канонизированного Фомы Аквинского.) Аналогичный эволюционный сценарий может быть прослежен и применительно к истории протестантской традиции.

Если исходной парадигмой являлась буквальная интерпретация Священного Писания (Лютер и Кальвин), то в рамках либеральной теологии была эксплицитно предложена нравственно-этическая трактовка библейских текстов (А.В.Ритчль, А.Гарнак, ранний Трельч и др.), а представителями такого направления, как диалектическая теология, уже оформляется радикальная программа "демифологизации библейской керигмы" (Р.Бультман), что в перспективе приводит к развитию в протестантском модернизме деконструктивистской парадигмы (см. "Смерть субъекта"). Даже в наиболее канонической православной Э. Догматическое толкование Священного Писания смягчается до догматически-символического (без допущения, однако, возможности собственно символического его истолкования в языке логического позитивизма, что практикуется в современном протестантизме).

2) — Э. Может быть рассмотрена не только в узком смысле — как раздел фундаментальной теологии и соответствующая специальная практика, но и в качестве общекультурного феномена, органически связанного с характерными для соответствующей культуры парадигмальными установками восприятия и понимания текста. Так, расцвет Э. В раннем Средневековье, с одной стороны, инспирирован свойственным медиевальной культуре напряженным семиотизмом (усмотрение иносказаний в любой языковой формуле и знамений в любой комбинации событий, образ мира как книги и т.п.), с другой — традиция Э. В своем возвратном влиянии на основания культуры может быть рассмотрена как одна из детерминант разворачивания указанного семиотизма. Позднее столь же органичную детерминационную взаимосвязь амбивалентной направленности можно проследить между Э.

И философской герменевтической традицией. Собственно, класси- ческие герменевтические работы Шлейермахера, заложившие основы не только программ интерпретации Библии в теологии протестантизма, но и современной философской герменевтики, были созданы на основе и в рамках традиции Э., сохранив установку на имманентное истолкование текста как центральную аксиологическую презумпцию (см. Интерпретация). В этом контексте смягчение экзегетического требования предельной имманентности толкования (Тюбингенская школа, например) задает в культуре вектор развития антиавторитарных стратегий по отношению к тексту в философской герменевтической традиции. Столь же правомерна фиксация и обратного вектора содержательного воздействия философской герменевтики на современную Э., в частности, в контексте католического аджорнаменто (Э.Корет, Пуллахская школа).

Заданный в культуре постмодерна импульс на децентрацию и деконструкцию текста, понятого как семантически открытая ризома, имеют своим эквивалентом в радикальном направлении протестантской теологии программу "реинтерпретации Бога" (П. Ван Бурен), фактически альтернативную исходной для Э. Традиции интерпретацинного имманентизма. Казалось бы, программный плюрализм эпохи постмодерна, не только допускающий, но и предусматривающий полисемантичность как необходимое условие полноценной интерпретации, конституировав современность как "эпоху заката больших нарраций" (по Лиотару), должен был бы означать и закат Э. Как общекультурной парадигмальной установки по отношению к тексту. Между тем именно в контексте философии постмодерна оформляется установка, которая во многом возвращает проблематику Э.

В фокус значимости. Эта тенденция связана с конституированием коммуникативной программы в современной философии языка (после Апеля). Поствитгенштейновская трактовка языковой игры как реализуемой не в языковой индивидуальной практике, но посредством обоюдно значимой коммуникативной процедуры (см. Апель, Языковые игры) предполагает отказ от идеи произвольной центрации текста по усмотрению субъекта и возврат к выработанной в Э. Трактовке понимания как реконструкции имманентного смысла. Возможность коммуникации задается лишь в контексте взаимопонимания, а понимание коммуникативного партнера, в свою очередь, может основываться только на восприятии его текстов (как вербальных, так и невербальных, включая его самого как текст) в качестве подлежащих имманентному истолкованию, — в отличие от характерного для раннего постмодерна конструирования смысла, означавшего бы в субъект-субъектном контексте обрыв коммуникации.

Безусловно, такая ситуация в философии постмодерна не означает реанимации Э. В качестве культурной интерпретационной парадигмы, ее универсальной аппликации на любой вербальный (в широком смысле этого слова) контекст, но — с очевидностью — инспирирует актуализацию свойственных для Э. Аксиологических установок на имманентизм интерпретации и трактовку понимания как реконструкции исходного смысла. (См. Также Герменевтика.)М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Экзегетика

(греч. Exégétiké, от exégéomai — истолковываю) учение об экзегезе (См. Экзегеза), правила и приёмы экзегезы. См. Также Герменевтика.. ..

Экзегетика

ЭКЗЕГЕТИКА (от греч. Exegetikos - разъясняющий) - то же, что герменевтика.. ..

Экзегетика

ЭКЗЕГЕТИКА (от греческого exegetikos - разъясняющий), то же, что герменевтика>.. ..

Экзегетика

См. Герменевтика.. ..

Экзегетика

(греч.). То же, что герменевтика.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Exegetike, от ek, ex, вне, вверху, и hegeomai, предвожу. Наука, объясняющая Св. Писание.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)объяснение и толкование священного писания.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)то ..

Экзегетика

Герменевтика. ..

Экзегетика

Ж. Греч. Наука толкованья Священного Писанья.. ..

Экзегетика

ЭКЗЕГЕ́ТИКА -и. Ж. [греч. Exēgētikē - от exēgeomai - истолковываю]. ..

Экзегетика

(зэ), экзегетики, мн. Нет, ж. (спец.). Совокупность правил и приемов экзегезы.. ..

Экзегетика

– разъясняющий – то же, что герменевтика (См.).. ..

Экзегетика

(греч. Exegeomai - истолковываю) - 1) - Раздел фундаментальной (или систематической) теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения. Поскольку в рамках христианского канона исходное Божественное откровение трактуется как данное в слове Священного Писания, постольку тексты последнего выступают центральным предметом Э. Однако наличие в ее основоположениях тезиса о том, что чем ближе по времени тот или иной автор-толкователь к исходному откровению, тем более адекватна его интерпретация, -..

Экзегетика

ЭКЗЕГЕТИКА (греч. Exegeomai - истолковываю) - 1) - Раздел фундаментальной (или систематической) теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения. Поскольку в рамках христианского канона исходное Божественное откровение трактуется как данное в слове Священного Писания, постольку тексты последнего выступают центральным предметом Э. Однако, наличие в ее основоположениях тезиса о том, что чем ближе по времени тот или иной автор-толкователь к исходному откровению, тем более адекватна его инте..

Эквипотенциальность

(от лат. Aequus – равный и potentia – мощность) – по Дришу, свойство отдельных частей эмбриона образовывать из самих себя целый организм, целую систему («частями» которой они являются). Напр., при искусственном делении клеток гаструлы морского ежа из каждой клетки образуется новый (меньший) организм. Дриш называет такие системы гармонически-эквипотенциальными и пытается доказать, что их нельзя считать механическими («Philosophie des Organischen», 1909). См. Также Витализм. ..

Экзегеза

(греч.) – разбор, объяснение, истолкование, в особенности Библии. Метод истолковывания текстов называется экзегетическим.. ..

Экземпляризм

(от лат. Exemplar – образец, пример) – учение о Боге как прообразе, отражением которого является все земное и конечное. См. Идея. Экземпляризм представлен Фомой Аквинским.. ..

Экзистенциализм

[позднелат. — ex(s) istentia — существование], или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине 20 в. Э. Широко распространился и в других странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии — Аббан..

Экзегетика

(от греч. (tm)xhghtikТj - объясняющий) БИБЛЕЙСКАЯ, синоним *герменевтики, хотя иногда этот термин употребляется для обозначения *экзегезы.. ..

Дополнительный поиск Экзегетика Экзегетика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экзегетика" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экзегетика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 10 символа