Юма Принцип

249

Принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой "есть" к утверждениям со связкой "должен". Принцип назван именем Д. Юма, указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о моральном добре и долге.С нач. 20 в. "Ю.п." привлекает пристальное внимание философов, логиков, теоретиков права и др. Нередко ему отводится главная роль в методологии наук, стремящихся обосновать определенные ценности и требования. Иногда даже утверждается, что в силу "Ю.п." этика не способна перейти от наблюдения моральной жизни к ее кодификации, так что все системы (нормативной) этики в равной мере не опираются на факты и в этом смысле "автономны" и равноценны.А.

Пуанкаре таким аргументом пытался показать невозможность научного обоснования морали. Все научные предложения стоят в индикативном наклонении. Из индикативных предложений с помощью логического вывода могут быть получены только индикативные же предложения. Следовательно, невозможно вывести моральное предложение из научных предложений. Важное значение принципу невыводимости оценочных (в том числе нормативных) утверждений из фактических утверждений придавал К. Поппер, "Необходимо усвоить, что наши решения никогда не выводятся из фактов (или утверждений о фактах), хотя они и имеют некоторое отношение к фактам". Идею дуализма фактов и решений (норм) Поппер непосредственно связывает с доктриной "автономии морали" и либерализмом.Имеются два важных довода в поддержку "Ю.п.".

Во-первых, все попытки его опровержения ни к чему не привели. Неуспех фальсификации является аргументом в пользу принятия утверждения, устоявшего под напором критики. Во-вторых, данному принципу может быть дано теоретическое обоснование путем включения его в теорию оценок, в рамках которой он оказывается следствием др., более фундаментальных положений. Цель описания - сделать так, чтобы слова соответствовали миру, цель оценки - сделать так, чтобы мир отвечал словам. Это - две диаметрально противоположные функции, не сводимые друг к другу. Очевидно, что если ценность истолковывается как противоположность истины, поиски логического перехода от "есть" к "должен" лишаются смысла. Не существует логически обоснованного вывода, который вел бы от посылок, включающих только описательные утверждения, к заключению, являющемуся оценкой или нормой.Логический анализ "Ю.п." дается в рамках деонтической логики и оценок логики.

Ни деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных высказываний, ни логика оценок, исследующая логические связи оценочных высказываний, не нарушают "Ю.п." и не санкционируют рассуждения (выводы), ведущие от чисто фактических (описательных) посылок к нормативным или оценочным заключениям (к утверждениям с "должен").Невозможным считается и логический переход от нормативных или оценочных высказываний к описательным (от "должен" к "есть").Обсуждение проблемы "автономии этики" (независимости этических теорий от фактов социальной жизни) требует, конечно, учета "Ю.п.". Однако данный принцип не предопределяет решение методологической проблемы обоснования этики и подобных ей наук. Невозможным является и переход с помощью только логики от фактов к естественно-научным законам.

Но это не означает ни того, что естественные науки независимы от опыта (автономны), ни того, что конкурирующие естественно-научные теории равноценны и между ними нет возможности сделать выбор.Юм Д. Соч. В 2 т. М., 1966. Т. 1. Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1970. Пуанкаре А. Последние мысли // Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000..

Значения в других словарях
Юм (Нume) Дэвид

(1711—1776) — британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения. "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам" (1739—1740), "Опыты" ("Эссе", 1741), "Исследование о человеческом познании" (1748), "Исследование о принципах морали" (1752), "Диалоги о естественной религии" (опубликованы в 1779) и др. В..

Юм (Нume) Дэйвид

(род. 7 мая 1711, Эдинбург – ум. 25 авг. 1776, там же) – дипломат, историк и наиболее выдающийся философ англ. Просвещения Согласно учению Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом. Т. О. Возникают все идеи, в т. Ч., напр., идея Бога. Рассудок получает ее, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всех границ. Связывание идей может совершаться с помощью одной только деятел..

Юмор

(лат. – влажность) – согласно античному учению, правильная мера влажности, т.е. «здоровые соки» в человеке, достаточно обоснованное хорошее настроение. Юмор видит в серьезном и великом незначительное и мелкое, не порицая, однако, первого разрушительной критикой. И наоборот, в противоречащем разуму юмор усматривает разумное. В противоположность сатире он лишен остроты и опирается на серьезность, любовь и большую свободу духа. Юмор по своей сути имеет глубокую связь с философской позицией. Юморист..

Юнг (Jung) Карл Густав

( 1875—1961) — швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования — "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов"), профессор университетов в Цюрихе (1933—1941) и Базеле (1942). В 1911—1914 — Президент Международного психоаналитического общества. Основные сочинения. "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902), "О психологии. Dementia prae cox" (1907), "Трансцендентная функция"..

Юма Принцип

— принцип, утверждающий, что невозмож­но с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван име­нем англ. Философа Д. Юма (1711-1776), указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о мораль­ном добре и долге. С начала XX в. «Ю. П.» привлекает пристальное внимание этиков, теоретиков права и др. Нередко ему отводится главная роль в методологи..

Дополнительный поиск Юма Принцип Юма Принцип

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юма Принцип" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юма Принцип, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 11 символа