Алжир

270

        Алжирская Народная Демократическая Республика, государство в Северной Африке. На территории Алжира сохранились разновременные мегалитические сооружения. К неолиту восходят наскальные изображения в Тассилин-Аджер, Тассилин-Ахаггар. В конце 2-го - 1-м тысячелетии до н. Э. В прибрежных районах возникли финикийские колонии - города Картенна (ныне Тенес), Икозиум (ныне Алжир), Гиппон, Иол (ныне Шершель). Большое воздействие на искусство древнего Алжира оказывала художественная культура Карфагена. В период Нумидийского царства (III-II вв. До н. Э.) формировались многие города (столица Цирта, ныне Константина), развивалось искусство, сочетавшее местные народные черты с пуническими (карфагенскими) и греческими элементами (стелы, фрагменты скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства).

Римское завоевание (I в. До н. Э.) обусловило развитие искусства Алжира в русле художественной культуры Рима Древнего. Многие города (Джемила, Тимгад, Типаса, Константина) сохранили руины римских зданий с мозаиками, рынков, мостов, акведуков, триумфальных арок. От периода византийского владычества дошли остатки христианских базилик, мавзолеев, баптистериев, крепостей (Тимгад). Из произведений изобразительного искусства римского и византийского времени выделяются мозаики (особенно римские) выразительным и динамичным рисунком, красотой и богатством палитры. Сохранились произведения скульптуры, фрагменты орнаментной резьбы по камню (архитектурный декор), памятники художественного ремесла. С арабским завоеванием (конец VII в.) и внедрением ислама искусство Алжира претерпевает воздействие культуры Арабского халифата.

Постепенно под влиянием социально-экономических, политических и этнических факторов, контактов с арабским Востоком и арабской Южной Испанией на территории Алжира складывается одна из ветвей средневековой арабо-берберской художественной культуры (см. Мавританское искусство). О средневековой культуре автохтонного населения Алжира - берберов дают представление руины столицы берберского государства Хаммадидов Кала-Бени-Хаммад. В средневековых городах Алжира выделяются укрепленное городское ядро - медина с узкими извилистыми улицами и цитадель - касба с дворцом правителя. Разрабатываются местные типы мечети, разделённые рядами подковообразных, часто фестончатых арок на поперечные нефы, минарета в виде квадратной в плане башни с зубцами и купольным павильоном вверху (Тлемсен), завия.

В архитектурном декоре широко применяются сталактиты, орнаментная резьба по стуку, керамические облицовки. Преимущественное развитие получают орнамент и каллиграфия. В период турецкого господства (XVI-XVIII вв.) искусство Алжира принимает многие черты османского зодчества и декора. Местные традиции сохраняются в художественном творчестве кочевых племён. В период колониального господства Франции (1830-1954) из военных французских фортов развиваются города с регулярной планировкой и застройкой зданиями европейского типа. Сиди-Бель-Аббес. Орлеанвиль (Эль-Аснам), ныне Эш-Шелиф. На архитектуру Алжира XX в. Заметное воздействие оказали идеи Ле Корбюзье (в 30-х гг. Член комиссии по планировке г. Алжир), повлиявшие на строительную деятельность в Алжире французских архитекторов и инженеров (П.

А. Эмери, Б. Зерфюсс, Л. Микель). Народное жилище сохраняло традиционные черты. В городских домах дворик с галереями и лоджиями замкнут двух-, трехэтажными помещениями, верхние этажи нависают над улицами на деревянных консолях. В декоре богатых домов - глазурованные керамические облицовки, резной стук. В селениях преобладают дома из камня или глины, с глухими стенами и плоской земляной кровлей. На севере (район Кабилия) - с двускатной черепичной крышей. В сахарских районах - с каменными куполами на алебастре. Изобразительное искусство в Алжире XIX - начала XX вв. Было представлено преимущественно работами французских художников. В 1881 в г. Алжир была основана Национальная школа архитектуры и изящных искусств. В 1920-30-х гг.

Работали первые живописцы-алжирцы - братья Мухаммед и Омар Расим, Темам Ранем. После провозглашения независимости Алжира большое внимание уделяется жилищному и школьному строительству (группа архитектора А. Коппа). В 70-х гг. В сельской местности строятся "социалистические деревни" - типовые посёлки с жилыми домами на 1-2 семьи, школой, почтой, мечетью. В городах и пригородах - туристические и гостиничные комплексы с элементами национальной архитектуры. В 1977 в Константине построен университетский комплекс (по проекту бразильского архитектора О. Нимейера). Вхудожественной жизни современного Алжира ведущую роль играет Национальный союз работников изобразительного искусства, объединяющий живописцев, скульпторов и графиков различных творческих направлений.

Союз ставит перед собой задачу развития изобразительного искусства по всей стране. 70-е гг. Отмечены особенно широким развитием жанров и видов живописи (от миниатюрной, возрождающей средневековые арабские традиции, до монументальной, от реалистически правдиво отражающей события современности, до авангардистской). Прикладное искусство Алжира XIX-XX вв., как и в средние века, представлено металлическими сосудами с чеканкой и гравировкой, ювелирными изделиями, расписной керамикой, узорными тканями, коврами, вышивкой. Наряду с народным творчеством в современном Алжире развивается профессиональное декоративно-прикладное искусство..

Значения в других словарях
Алесси Галеаццо

        (Alessi) (1500 или 1512 - 1572), итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Работал главным образом в Генуе. Создал тип городского дворца с развёрнутой в глубину террасной композицией, обогащённой лестницами и аркадами (палаццо Пароди в Генуе, 1567. Дворец Марино в Милане, начат в 1557).Литература. G. Alessi e l'architettura del Cinquecento..., Genova, 1975. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986...

Алеш Миколаш

        (Ales) (1852-1913), чешский живописец и график. Продолжатель романтических традиций Й. Манеса. Учился в АХ в Праге (1869-76). Противостоял тенденциям академизма. Обращался к героическим темам национальной истории, поэтическим народным образам ("Встреча Йиржи из Подебрад с Матвеем Корвином", 1878, картоны для росписей Национального театра в Праге, 1880-81, иллюстрации к народным песням, с 1886, - всё в Национальной галерее, Прага). Выполнял свои работы в свободной выразительной манере, пр..

Алжир (столица)

        (араб. Эль-Джазаир), столица Алжира, порт на Средиземном море. Основан в X в. На месте римского порта Икозиум. Расположен амфитеатром на берегу залива. Много садов и парков. Старый город (с 1978 архитектурный музей-заповедник) с касбой (крепостью) турецкого времени, Большая мечеть (1096) с минаретом (1323), мечеть-усыпальница Сиди Абдаррахман (1611), мечеть Джами аль-Джедид (или Рыбаков. 1660). Дворцы Дар Азиза (1551) и Мустафа-паши (1799-1800). Вилла Бардо (ныне Музей первобытной истори..

Алимов Мирзорахмат

        Олимов (1890/1891 - 1971), советский мастер орнаментной росписи по дереву и росписи "кундаль" (многоцветная, на рельефной основе, с позолотой и серебром). Народный художник Таджикской ССР (1959). До 1917 расписывал мечети и жилые дома. В советское время создал ряд орнаментально-тематических панно, в том числе "25 лет Таджикистана" (1954) и с портретом В. И. Ленина (1970, оба - в Республиканском объединённом историко- краеведческом и изобразительных искусств музее им. Бехзада, Душанбе). Р..

Дополнительный поиск Алжир Алжир

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алжир" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алжир, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа