"Голубая роза"

303

объединение русских художников-символистов, названное по одноимённой выставке, состоявшейся в Москве в 1907 г. Организатором и спонсором выступил Н. П. Рябушинский – предприниматель и меценат, художник-любитель, издатель журнала «Золотое руно», с которым сотрудничали поэты-символисты (А. Белый, Д. С. Мережковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов и др.). Вероятно, именно Брюсов предложил название «Голубая роза», выражавшее поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном. Объединение просуществовало до 1910 г.Н. Н. Сапунов. «В парке. Влюблённые». Нач. 1900-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Ядро объединения составили живописцы, участвовавшие в выставке «Алая роза» (Саратов, 1904). А. А. Арапов, П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов.

На саратовской выставке были представлены также произведения мастеров старшего поколения – М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова, которых молодые художники считали своими предшественниками. Выставка «Голубая роза» демонстрировала, таким образом, преемственность поколений в искусстве русского символизма. В ней участвовали, помимо саратовцев, живописцы Н. П. Крымов, П. И. Бромирский, И. А. Кнабе, В. П. Дриттенпрейс, братья В. Д. И Н. Д. Милиоти, А. В. Фонвизин, В. И. Денисов, Н. П. Рябушинский, скульптор А. Т. Матвеев. Организаторы выставки стремились создать необычную изысканную атмосферу. Стены были обиты мягкой серой материей, в залах благоухали живые цветы, звучала музыка А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, А. А. Спендиарова, читали стихи Андрей Белый, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.

Поэты.Н. Н. Сапунов. «Вазы и цветы на розовом фоне». 1910 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Выставка «Голубая роза» ознаменовала начало поздней фазы символизма в русском искусстве. По сравнению с графически-линейными произведениями петербургских мастеров из объединения «Мир искусства», которое доминировало в художественной жизни России нач. 20 в., работы молодых москвичей поражали нежными, дымчатыми, словно тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Их любимые мотивы – отражения в воде, туман, зеркала, облака, мир театра с волшебными огнями рампы и чудесными превращениями, происходящими на сцене. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте.

Вместе с тем некоторые картины предвосхищали появление авангардных направлений 1910-х гг. (экспрессионизм, примитивизм). Для московских живописцев был характерен интерес к традициям иконописи, парсуны и лубка, к восточному искусству.Обложка каталога выставки «Голубая роза». 1907 г.   Выставка молодых новаторов вызвала ожесточённую полемику среди художественной интеллигенции. С резкой критикой выступил в журнале «Весы» И. Э. Грабарь, призывая голуборозовцев уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности. Жёсткий ответ Грабарю со стороны В. Милиоти был помещён на страницах журнала «Золотое руно». Художник отстаивал значение выставки как новой вехи в развитии русского искусства. Позднее многие участники «Голубой розы» отошли от символизма, но продолжали создавать романтически-одухотворённые образы.

В 1920-е гг. Некоторые из участников выставки вошли в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства». Ретроспективные выставки художников «Голубой розы» были организованы в Москве в 1925, 1988, 1999 и 2006 гг.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Вюйяр Эдуар

        (Vuillard) (1868-1940), французский живописец. С 1886 учился в Школе изящных искусств и в академии Жюлиана в Париже. Участник группы "Наби" (1892). Испытал влияние П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, японские гравюры. В портретах, пейзажах, интимных бытовых картинах, декоративном панно Вюйяр сочетал символизм с подчёркнутой декоративностью форм, плоскостной трактовкой пространства, тонкой эмоциональностью и изысканной гармонией красок, стремлением (особенно в поздний период) к интимности образо..

Вюрцбург

        (Wьrzburg), город в ФРГ, в земле Бавария. С 741 епископская резиденция. Средневековый город перестроен в XVIII в. По регулярному плану под руководством архитектора И. Б. Неймана. Романская цитадель Мариенберг (XI-XVI вв.). Главная примечательность Вюрцбурга - барочная епископская резиденция (1719-53, архитектор Нейман и др. Росписи Дж. Б. Тьеполо). Собор (в основном XI-XII вв.), капелла Шёнборн (1718-36). Музеи. Майнцско-Франконский музей, Музей Мартина фон Вагнера. (Источник. «Популярна..

Гаага

        ('s-Gravenhage, реже Den Haag), город в Нидерландах, резиденция королевского двора и правительства. Упоминается с 1097. Прямоугольная сеть улиц Гааги модернизирована и дополнена свободной планировкой новых районов (1908-09, архитектор Х. П. Берлаге. 1935, архитектор В. М. Дюдок), застроенных в основном после второй мировой войны 1939-45. Центр во многом сохранил старинный облик. На берегу оз. Вейвер - ансамбль Внутреннего двора (XIII-XVIII вв., готический Рыцарский зал - около 1280) и кл..

Габашвили Георгий (Гиго) Иванович

        (1862-1936), советский живописец. Народный художник Грузинской ССР (1929). Учился в петербургской АХ (1886-88) и мюнхенской АХ (1894-97). Один из основателей и профессоров тбилисской АХ (1922). В реалистических портретах-типах горожан и крестьян сочетал бытовую сочность с чертами монументальности ("Три горожанина", 1893), писал также портреты ("Н. Николадзе", 1926. Оба произведения - в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси), пейзажи, натюрморты. (Источник. «Популярная художественная энц..

Дополнительный поиск "Голубая роза" "Голубая роза"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Голубая роза"" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Голубая роза", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 14 символа