"Артхашастра"

454

Санскр сочинение, посвященное различным аспектам деятельности царя. Традиция А. Как особой дисциплины формировалась во вт. Пол. I тыс. До н. Э. Ее божественным покровителем считался учитель богов Брихаспати, а земными авторитетами - легендарные советники царей предмаурийской эпохи. Сохранившаяся А. Приписывается Каутилье, отождествляемому с Чанакъей, советником Чандрагупты Маурья. Современные исследователи склоняются к мнению, что окончат, вид текст получил не ранее I-II вв. А. Состоит из 15 разделов. О поведении царя и выборе им советников, о способах пополнения казны, осуществлении суда и следствия, тяжбах, преступлениях и наказаниях, о тайных мерах устранения противников и соперников, методах политики и военного искусства, отношении к немонархич.

Объединениям, применении тайных осведомителей и колдовских средств, наконец, о методике изложения, принятой в шастре. Идейные истоки А. Находят в представлениях о том, что для царя политич. Выгода - превыше всего. Ради нее он может пренебречь любыми моральными нормами. Источники А. Многообразны - составители опирались на предания об эпич. Героях, использовали специальные трактаты по различным отраслям знания - о земледелии и архитектуре, ремеслах и судопроизводстве, стратегии и т. П. В А. Содержатся детальные схемы и классификации. "семи элементов царства" и "семи возможных пороков царя", "шести методов внешней политики" и "шести видов крепостей" и мн. Др. Цель политики определяется как расширение подвластной царю территории с податным населением, поэтому соседи царя являются его естественными врагами, а соседи соседей - союзниками.

Изучивший А. В идеале способен стать главой общинного конгломерата полузависимых союзников и слуг (т. Наз. Мандалы) и даже достичь положения "мирового владыки" (чакреартина). Несмотря на весьма отвлеченный и часто схоластич. Характер А., она служит осн. Источником при изучении древнеиндийского об-ва и государственности. Влияние традиции А., а частично и самого текста А., проявляется в дхарма-шастрах, гл. Обр. В "Яджнавалкъя-смрити". А. Лежит в основе ср.-век. Книг об искусстве политики (нити-шастра), прежде всего "Нитисары" Камандаки. Отдельные положения А. Нашли отражение в классич. Санскр. Лит-ре. В сборниках поучительных историй (напр., в "Панчатантре", причисляемой в Индии к нити-шастрам), в пуранах и "афоризмах Чанакьи", в драме Вишакхадатты на сюжет преданий о борьбе Чандрагупты за власть ("Мудраракшаса").А.

Вигасин.

Значения в других словарях
"Ади Грантх"

(букв. "Изначальная книга"). Гуру Грантх, Гуру Сахиб - свящ. Книга сикхской религии, к-рая содержит соч. Сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса, Рам Даса, Арджуна, Тегх Бахадура, Гобинд Сингха. "А. Г." считается символич. Представителем всех гуру, средоточием их учения и всей божественной мудрости, что придает "А. Г." в глазах верующего сикха статус "Книги - гуру на все времена". "А. Г." - главный объект релит, почитания у сикхов. "А. Г." была составлена и записана пятым гуру Арджуном и его уче..

"Ананда Марг"

("Путь радости") - религ.-шовинистическая орг-ция правого толка, создана в 1955 в штате Бихар. Основатель ее - бенгальский брахман П. Р. Саркар, мелкий путейский чиновник из г. Джамальпур. Идеология "А. М. " соединяет мистицизм йоги и тантру, которая понимается как средство овладения космическим сознанием. Орг-ция жестко структурализована и строится по принципу пирамиды с неукоснительным подчинением низших высшим и высших верховному вождю. Внутри орг-ции существует железная дисциплина и культ бе..

"Арья Самадж"

(букв "Общество ариев", но по сути - "Общество просвещенных") - религ.-реформаторское об-во в индуизме. Возникло в Бомбее в 1875, но активную деятельность развернуло два года спустя, когда штаб-квартира была перенесена в Лахор. Основателем "А. С." был гуджаратский странствующий монах Даянанда Сарасвати (1824-1883). Реформаторская программа "А. С." во многом смыкалась с установками "Брахмо самадж " - монотеизм, отрицание идолопоклонства, рационалистский подход к догмам индуизма, к обычаям и тради..

"Атмия Сабха"

("Дружеское собрание") - религ.-реформаторский кружок, возникший в 1815 в Калькутте после переезда туда Раммохан Роя. В кружок входило весьма огранич. Число лиц, и его естественным центром притяжения и главой был Р. Рой, превосходивший всех остальных участников ("братьев", как было принято в их среде называть друг друга) не только по фил ос. Подготовке и знаниям, но и по возрасту (ему было за 40, тогда как мн. Из его соратников еще не достигли 20 лет). В то же время почти все они принадлежали к ..

Дополнительный поиск "Артхашастра" "Артхашастра"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Артхашастра"" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Артхашастра", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 13 символа