Адвайта

493

(недвоичность, недуализм), также адвайта-веданта - влиятельнейшая школа веданты. Главный ее классик - Шанкара, хотя она явно существовала и до него. Интерпретация "Брахмасутр" в духе адвайты естественнее других, и эти взгляды представляют собою гл. Тенденцию упанишад. К А. Принадлежат многие крупные философы - Гаудапада, Мандана Мишра, Шри Харша, Вачаспати, Анандабодха, Аппая Дикшита и др. Тексты насчитываются сотнями - комментарии на "три основания" - упанишады, "Брахма-сутры", Бхагавадгиту, самостоятельные трактаты, вторичные комментарии, учебные компендиумы, философские поэмы (в т. Ч. "Йога-васйштха") и др. Суммарно может быть передана в строфе. "Истинен Брахман, мир же превратен, Атман и Брахман реально одно".

Духовная сущность (Атман) человека, по А., не тождественна ни телу, ни органам чувств, ни вниманию, ни интеллекту (буддхи), к-рые все суть ее органы. Атман есть единое сознание, пребывающее до различения на субъект познания, инструмент и объект. Это абсолютный субъект, не могущий стать объектом дуалист, опыта. Его природа - самосущее сияние и безобъектное осознавание. Он всеобщ, вездесущ и вечен, полностью отличен от всякого иного и конечного, вне логики. В опыте сверхрационального личного постижения (анубхава) оказывается, что Атман тождествен Брахману, о к-ром говорят упанишады, т. Е. Безличному единому, бескачественному и ускользающему от положительных определений и всякого описания началу сущего. Т. Обр., абсолютный субъект есть абсолютный объект, и это есть единственная реальность.

Все прочее есть кажимость, иллюзия (майя). Ответ на вопрос о природе отношения между реальным Брахманом (единым) и нереальной множественностью невозможен в однозначных терминах "да " или "нет". Брахман тождествен миру, ибо мир не вне Брахмана. Не тождествен, ибо не меняется «в меняющемся. Мир есть "вывернутый" посредством майи Брахман. Майя - разделяющая и оформляющая сила, о к-рой нельзя корректно утверждать, что она есть или не есть. Ведь если она есть, она есть предел Брахмана, что неверно. А если ее нет, то необъясним мир. При попытках уразуметь порождение кажимости мира "из " или "от " Брахмана он оборачивается Господом богом, а майя оказывается его творящей силой (шакти), к-рой он сам не подвержен. Но помимо такой попытки майя необъяснима (ибо не объясняется).

Т. Обр., она есть авидъя, ложное знание. Итак, майя и авидъя - объективная и субъективная стороны одного. При избавлении от авидьи осознается сущностное единство всего, неделимое бытие. В А. Подробно разработана антропология. В индивидуальном "я " различаются чистый свидетель (это Атман. Напоминает понятие пассивного интеллекта). И интеллектуальный деятель (аналог активного интеллекта). Деятельность связана лишь с "оболочками" (коша) Атмана и ничуть не затрагивает его самого. Есть 5 оболочек. Ближайшая - "созданная из блаженства". Это возможность любых самопроявлений, аналогична богу в его отношении к Брахману. Затем - оболочка из познания, из ума, из пран, и самая внешняя - физическое тело. Состояние сознания бывает. Явью (при взаимодействии органов чувств с объектами).

Сном со сновидениями, когда активен только ум (манас), и сном без сновидений, когда джива временно обретает свою истинную природу Атмана. Четвертое состояние-переживание абсолютного единства. В А. Признается, в пределах всеобщей кажимости, сансара и закон кармы. Эволюция мира "из " Брахмана структурно близка к схеме санкхьи. Мокша достигается только личным осознанием единства. Метод, помогающий достичь ее, но не осуществляющий ее, есть продумывание речений упанишад, созерцание себя как тождественного с Брахманом. Состояние освобождения неописуемо и вовсе не есть пребывание в раю, хотя косвенно на него намекается как на переживание бытия-сознания-блаженства ( сат-гит-анан-да). Система А. Превосходит всякое ре лиг.

Отношение к высшему и полагает его относительным либо дуалистическим. В социальной сфере признается необходимость соблюдения обрядов, исполнения дхармы согласно стадиям жизни и сословиям, Освобождение, однако, возможно не только для монахов. А. Многим обязана философии буддизма махаяны, далеко не всегда признавая это открыто и нередко подвергалась упрекам менее спекулятивных умов в "скрытом буддизме". Европейские изложения и переводы текстов А. Многочисленны, часты сопоставления системы с западными философиями - кантианством, гегельянством, немецкими мистиками и др.А. Парибок.

Значения в других словарях
Адвайта

АДВАЙТА (санскр. - без второго) - понятие, обозначающее состояние отсутствия двойственности, а также всеединство как своеобычный принцип онтологического порядка. А.-мата (учение о недвойственности) - парадигма монизма, представленная в индийской философии в самых разнообразных формах.. ..

Адвайта

(санскр. — без второго) — понятие, обозначающее состояние отсутствия двойственности, а также всеединство как своеобычный принцип онтологического порядка. А.-мата (учение о недвойственности) — парадигма монизма, представленная в индийской философии в самых разнообразных формах.С.Ю. Солодовников. ..

Аграхара

1) Земля или деревня, выделявшаяся царем в качестве дара брахману;2) Квартал или улица, где живут только брахманы.А. Дубянский. ..

Агхири

Последователи шиваитского культа Агхорапантха, основанного, по преданию, Горакхнатхом. По нек-рым характерным чертам (поедание трупов, питье вина из чаш, сделанных из черепов, и т. П.) сближаются с сектой капалика. А. - немногочисленны, живут преимуществ, на севере Индии.М. Альбедиль . ..

Аддхалока

(нижний мир) - диски семи нижних земель. Расположены ниже срединного мира, причем диаметры этих земель тем больше, чем ниже они помещены. Разделены все земли прослойками воздуха, воды и пространства. Верхняя из них, Ратнапрабха, блистает как драгоценность и находится на 1000 йоджан* ниже срединного мира. Ратнапрабха разделена на три слоя. Верхний, Кхарабхага, имеет толщину 10 000 йоджан, средний, Панкабхага, - 84 000 йоджан, а нижний, Аббакулабхага, - 80 000 йоджан. Вторая из нижних земель, Шарк..

Адживика

(средства к существованию, (правильный) образ жизни) - одна из традиций шраманов. Подлинных текстов не осталось. Нек-рые черты учения восстанавливаются из пристрастно-неприязненных описаний критиков, в осн. По текстам буддийского и джайнского канонов (VI-V вв. До н. Э.). Видный вероучитель (но не основатель) А. - Маскарин Гошала (пали - Маккхали Госало), современник Будды. Джайнские источники рисуют его ренегатом Махавиры после шести лет ученичества. В дальнейшем А. Упоминается вскользь и с неиз..

Дополнительный поиск Адвайта Адвайта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Адвайта" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адвайта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа