Космология
В развитых мифологич. Системах комплекс религ.-филос. Представлений о мироустройстве (космография), происхождении вселенной (космогония) и гибели мира в результате вселенской катастрофы (эсхатология). Антропоморфная модель мироздания, акцентирующая внимание на изоморфности микро и макрокосма (человека и вселенной), и зооморфные (териоморфные) образы мира (змей, слон, поддерживающие землю) соуживаются в древности с растительными (мировое дерево, иногда перевернутое) и комбинированными (божество на дереве - Кришна-Нараяна в "Махабхарате"). В древнейшей картине мира существует двоичное противопоставление космич. Зон - Неба и Земли (ранний ведизм), к-рое позже сменяется троичным делением мироздания, включающим также и промежуточное, лежащее между этими сферами пространство.
С упрочением оппозиции "небесное/хтоническое" ("боги/демоны") троичная схема вселенной варьируется как "небо - земля - подземный мир" (ведизмбрахманизм), составляя основу умножения числа миров на космич. Вертикали (индуизм). Усложнение системы горизонтальных пространственных координат (индуистская космография) состоит в появлении в модели мира, наряду с основными, промежуточных сторон света. Космологич. Мифы устанавливают пространственно-временные координаты организованной вселенной, противополагаемой неупорядоченному хаосу, космизация, упорядочивание к-рого уже в архаич. Мифологии связывается с актом творения, актуализируемым в календарной новогодней обрядности. Место совершения и время этого "перводействия" отождествляются с наделяемыми высочайшей сакральностью центром мира (в др.-инд.
Космологии - гора Меру) и мифологич. "началом времен". Первоэлементами при творении космоса выступают обычно стихии (огонь, вода, земля, воздух, эфир), тогда как процесс и одновременно результат космизации хаоса предстают в типологически раз л. Формах. Как создание мирового пространства (разъединение ригведийским Индрой Неба и Земли). Установление опоры мироздания (мировое дерево, гора и т. П.). Посредничество между космическими сферами (три шага Вишну в "Ригведе"). Возникновение сущего из единого источника (Золотой зародыш, Мировое яйцо). Вселенная как итог космич. Жертвоприношения Пуруши, как единое божество (Кришна в "Бхагавадгите"), как результат деятельности демиурга, бога-творца (Брахма в индуизме) и т. Д. Эсхатологич.
Сюжеты о мировом первопотопе, за к-рым следует возрождение жизни, присутствуют в мифологии древних народов Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии (на Индийском субконтиненте этот сюжет зафиксирован впервые в "Шатапатха-фохлшне").В основе же развитых представлений об эволюции мира на протяжении длительных периодов (греч. "века", инд. "юги") лежит циклическая концепция времени, свидетельствующая о зарождении, хотя и в мифологизированной форме, интереса к истории, к-рая открывается "Золотым веком" (инд. Крита-юга). Гибель мироздания, обусловленная моральной деградацией человечества, означает наступление хаоса (в индуизме последовательность стихий такова. Семь солнц, засуха, космический пожар, ливень, наводнение.
Кульминация вселенской катастрофы - всемирный потоп-пралая). Представление о циклич. Повторяемости периодов огромной протяженности несколько нивелируется самой их космич. Длительностью, что способствует "выпрямлению" временного циклизма и осознанию историчности времени.С. Невелева .
Дополнительный поиск Космология
На нашем сайте Вы найдете значение "Космология" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Космология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа