"Ньяя-сутра"

461

Осн. Текст философской традиции ньяя. В окончательном, дошедшем до нас виде, т. Е. Встроенная в первый комментарий Ватсьяяны, оформилась не ранее II в. Н. Э. И приписывается Акшападе. Традиция путает его с легендарным основателем школы ньяя, риши Готамой, жившим несколькими веками раньше. "Н.-с." состоит из 5 больших разделов, каждый из к-рых делится на две "дневные" части, а далее на тематические главы и отдельные предложения - сутры. Всего в "Н.-с." 528 предложений. Написана в типичной манере сутр, т. Е. Крайне сжато, с опущением каждого избыточного или подразумеваемого по контексту слова или даже суффикса. Широко используются многочленные сложные слова, к-рые допускают разное истолкование, что облегчает историч. Задачу философских комментаторов, трактующих древний текст с т.

Зр. Позднейшего развития философии. Функционально делится на 3 блока:1) перечисление терминов,2) определение перечисленного и3) критическое исследование определенного.Основные термины, составляющие понятийное ядро ньяи, следующие. Инструменты познания. Подлежащее познанию. Сомнение. Цель. Очевидное. Основоположение. Составная часть аргументации. Косвенный аргумент. Диспут для выяснения истины. Словопрения ради победы. Возражение без выдвижения контртезисов. Ошибочные логические основания. Словесные увертки. Эристические некорректные возражения по сходству. Условия поражения в диспуте. Первые 9 описывают в основном содержательную деятельность познания и осуществление ее в языке, а далее - отражение и бытование ее в общей действительности разных сознаний, ставящих различные цели, и результат этой деятельности.

Т. Обр., в целом ньяя описывает методологию познания и мышления и связанные с ними социальные институты. Первый раздел определяет, нередко с дальнейшим классифицированием, перечисленные термины, кроме двух последних, излагаемых и исчисляемых в пятом разделе. Разделы 2-4 посвящены критическому исследованию введенных понятий, к-рое принимает форму рассмотрения и отклонения выдвигаемых оппонентами возражений. Доктрина льная и школьная принадлежность оппонента не указывается не только в самих "Н.-с" , но и в первом комментарии, поэтому восстановима лишь по содержанию и иногда предположительно. Из обсуждаемых проблем отметим. Исследование сомнения (есть параллели с Декартом). Обоснование средств познания. Дискуссия о вечности или невечности звука, отстаивающая его преходящесть против точки зрения мимансы.

Доказательства существования самости (против буддистов) и ее вечности и бестелесности (против материалистов). Мышление не есть свойство тела - также против материалистов. Мышление не есть нечто длительное - против санкхьи. Исследование проблемы начала всех вещей и понятия знания. В терминах западной философии "Н.-с." покрывает проблематику Аристотелева "Органона" и части "Метафизики", а разработка идей этого текста в традиции приводит к философии платонического типа с логикой, подобной аристотелевской.А. Парибок.

Значения в других словарях
Муруган

(тамильск. Юный, ароматный, красивый) - бог охоты, войны, любви у тамилов, сын Коттравей. Культ М. Возник в древности среди племен горных охотников (кураваров) как результат обожествления производит, сил природы, энергии Солнца. Атрибутами являются копье с алым наконечником, гирлянда цветов, павлин, слон. Для культа характерны оргиастические пляски, элементы шаманизма. В развитом индуизме М. Сливается со Скандой и становится сыном Шивы. В этом образе часто изображается шестиликим, с 12 руками. В..

"Нарада-смрити"

Одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Содержание "Н.-с." практически сводится к изложению судебных дел (отдельные главы посвящены судебной процедуре, каждому из 18 поводов тяжбы, розыску и наказанию преступников). Наиб, ранняя версия памятника освящена авторитетом имени Ману, к Ману возводится "Н.-с." и в прозаическом предисловии. Осн. Текст "Н.-с." может быть датирован I-V вв. "Н.-с." часто цитировалась ср.-век. Комментаторами и принадлежит к числу важнейших источников по кла..

Наваграха

(букв, девять планет) - устойчивый комплекс небесных объектов, включающий Солнце, Луну, 5 реальных планет. Юпитер, Марс, Сатурн, Венеру и Меркурий, а также 2 мифические - Раху и Кету. Н. Имеет важное значение в индийской науке джъотиша. Сочетание Н. С накшатрами (зодиакальными созвездиями) является осн. Предметом наблюдения астрологов и основанием для их прогнозов. Групповое скульптурное изображение 9 планет - обязательный атрибут индуистского храма.Н. Краснодембская. ..

Наваграха-шанти

Умилостивление 9 планет (наваграха). Ритуал, к-рый устраивается для обретения благоденствия и долголетия, а также для устранения всевозможной скверны и ритуальной нечистоты. Согласно предписаниям, многие, если не все ритуальные церемонии должны начинаться с Н.-ш.М. Альбедиль . ..

Дополнительный поиск "Ньяя-сутра" "Ньяя-сутра"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Ньяя-сутра"" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Ньяя-сутра", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 12 символа