"Рамаяна"
Др.-инд. Эпическая поэма на санскрите, состоит из 7 книг, заключающих в себе 24 000 двустиший. В ней повествуется о похищении Ситы, супруги Рамы, царевича из Айодхьи, царем демонов-ракшасов Раваной, о поисках Ситы Рамой и о походе Рамы на царство Раваны - остров Ланку при поддержке войска обезьян во главе с хитроумным Хануманом. По мнению специалистов, "Р." , используя архаич. Сюжетную схему (похищение и поиск жены), обобщенно отражает историч. Реальность военной и культурной экспансии индоарийской цивилизации на юг субконтинента, населенный племенами дравидов. Как и "Махабхарата", "Р. " зародилась в устной традиции (но не в сев., а в юж. Части долины Гонги) и сохраняет нек-рые черты эпич. Формульного стиля. Но в то же время "Р.
" подверглась более значительной, в сравнении с "Махабхаратой", литературной обработке и местами приближается по стилю к санскр. Поэзии классич. Периода (кавья). Авторство "Р. " традиция приписывает мудрецу Вальмики. Изложение сюжета "Р. " в "Махабхарате", а также его варианты, распространившиеся вместе с инд. Культурой в странах Центр, и Юго-Вост. Азии, восходят не к "Р . Вальмики", а к иным, по-видимому, устным версиям. "Р." прошла многовековой путь развития. Первые сказания на ее сюжет сложились, вероятно, в V-IV вв. До н. Э., ко II в. До н. Э. "Р. " уже существовала в виде большой устно-эпич. Поэмы, а оформление "версии Вальмики" закончилось, по-видимому, лишь к IV в. Н. Э. Мифология "Р. " многослойна. Первоначально "фоном" или "моделью" эпич.
Повествования служил архаич. Миф. Рама мыслился земным двойником Индры - во-первых, идеального "небесного" царя, а во-вторых - бога грозы и дождя, победителя демонов. Супруга Рамы Сита воспроизводила на эпич. Уровне фигуру богини Ситы ("Борозды"), олицетворявшей землю с ее плодородием. Однако в I и VII книгах "Р." , к-рые большинство исследователей считает поздними по содержанию, Рама провозглашен аватарой Вишну, а Сита - воплощением супруги Вишну, богини Лакшми (или Шри). Благодаря этому "Р." , как и "Махабхарата", стала священной книгой индуизма. В ней, однако, в отличие от "Махабхараты", почти нет дидактических глав. Две великие индийские эпопеи реализуют два раз л. Варианта развития героич. Эпоса на позднем этапе.
"Махабхарата" трансформируется в религ.-дидактическую эпопею, а "Р. " развивается в направлении к "искусственному" романическому эпосу и ре лиг. Лирико-эпической поэзии. В ср. В. Появляются многочисл. Переложения "Р. " на местных языках, трактующие сюжет и героев поэмы в духе вишнуитского (рамаитского) бхакти (см. КАМБАН, ТУЛСИДАС).Я. Васильков.
Дополнительный поиск "Рамаяна"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Рамаяна"" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Рамаяна", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 9 символа