Философия В Индии

187

Слово "философия" единого эквивалента на санскрите не имеет. Соответствующая ему сфера покрывается понятиями Брахма-видья (знание Абсолюта), анвикшки (рефлексивное исследование), даршана (теоретическое видение), мата (взгляд, теория). Отсутствие единого понятия объясняется сохранностью цельной духовной традиции, что для приобщенного означает равно и интеллектуальное освоение систематического мировоззрения, и практическую экзистенциальную, да и житейскую вовлеченность, что в Европе до XX в. Относили к религии. Поэтому в Индии не возникало нужды подчеркивать различие религии и философии, к-рые и в Европе до новейшего времени обращены были к весьма близким проблемам и лишь восходили к разным культурам (философия - к античной, религия - к еврейской).

Философские вопросы впервые появляются уже в текстах "Ригведы " (гимн о человеке - "пурушасукта". Гимн "насатия" и др.). В упанишадах (VIII-VI вв. До н. Э.) можно найти множество философем - о едином начале сущего, о посмертной участи, о разворачивании мира. И разных вариантов возможной философии, изложенных интуитивным языком. Возникновение в VI-V вв. До н. Э. Джайнизма и буддизма дало толчок к рационализации изложения философии, одновременно окончательно установив для большинства направлений очевидность истока философии в необыденном, сверхобычном опыте сознания. К той же эпохе относится зарождение гл. Ортодоксальных даршан (оформились текстуально веками позже) и становление института диспута, ставшего гл. Социальным инструментом понятийного оформления содержаний, полученных интуитивно.

В эпоху до VIII в. Н. Э. Первенствовала буддийская философия. С ней спорили ортодоксальные школы - ньяя, санкхъя, миманса, отчасти заимствуя ее достижения. Основополагающее несогласие буддийской и индуистской философии заключается в проблеме Атмана, т. Е. Субстанциального духовного начала, отвергаемого буддизмом, к-рый противопоставлял ему процессуальный взгляд на сознание. В ходе полемики индуистские школы все определеннее склонялись к реализму или натурализму. Роды сущего суть естественное. Тогда как буддийские оппоненты держались "конструктивизма". Весьма многое из кажущегося сущим есть на деле конструкция нашего ума. С появлением и возвышением адвайта-веданты, вобравшей многие философские достижения буддистов-мадхьямиков, и уходом буддизма из Индии в силу отнюдь не философских причин гл.

Стержнем полемики стал а) спор веданты с ньяей, во многом воспроизводивший прежние диспуты с буддизмом, и б) внутренние споры школ веданты о проблеме соотношения индивидуального "я " и Абсолюта. С XI в. Появляются влиятельные теистические школы веданты. До тех пор теизм был представлен ньяей и не принадлежал к центральным проблемам. Ослабление творческого духа заметно с XVI в. Переживаемый инд. Философией упадок с XVIII в. Объясняется социальными факторами, в т. Ч. Кризисом традиционного образования и знания санскрита, бывшего исключительным языковым средством выражения. К особенностям инд. Ф. Относятся. Высочайшая изощренность понятийного аппарата и тонкость выражения, оставляющая позади даже европ. Схоластов. Традиционный способ освоения с заучиванием осн.

Текстов на память и тренировкой в учебном диспуте. Построение мн. Вполне содержательно оригинальных трактатов в форме комментария к древнему автору, классику направления. Использование формы диспута в конструкции философского текста. Тщательное внимание к языковой мотивировке употребляемых понятий. Отсутствие претензий на индивидуальную оригинальность при весьма творческом мышлении. Непременная связь с духовной традицией (за исключением маргинальной локаяты). Система мысли в текстах инд. Ф. Не выражается, подобно европ., в дедуктивном или спекулятивном построении. Она должна воссоздаваться самим изучающим данную Ф. Путем самостоятельного продумывания. Это действительно происходит, но требует такой памяти и титанических усилий, что нередко европейцы отказываются видеть систему и по недоразумению упрекают инд.

Мыслителей в непродуманности изложения. Из сфер философского интереса натурфилософия беднее и наивнее европейской, логика как философская наука и как практика аргументации столь же высока, антропология явно превосходит европейскую, не ограничиваясь рефлексией о сущем устройстве человека, но давая и технич. Рецепты улучшения его существа (здесь индийская Ф. Сравнима скорее с христианским теоретич. И практич. Богословием). Эстетика имеет блестящие достижения, прежде всего в трудах Абхинавагупты (X-XI вв.). Этика не выделяется в самостоят, дисциплину. В состав любой философской традиции непременно входит феноменология познания, т. Е. Учение о познавательных актах и классификация их (праманавада). Разделом ее является логика.

Поэтому в логике, в отличие от европ. Традиции Аристотеля, отчетливо осознается, что логически организованная мысль есть всегда акт, происходящий в каком-то сознании. Акт прихода сознания к новому содержанию логическим путем и акт коммуникации логической мысли строго различны. Велики достижения в области философии языка. Практика мыслительной работы с языком является почти нормой. Несколько веков обсуждалась проблема локализации смысла в предложении.Есть три решения:а) смысл присущ только предложению в целом;б) смысл отдельных слов, составляющих предложение, выводится из смысла целого ив) слова обладают отдельными смыслами, из к-рых составляется смысл предложения.В сфере метафизики индийская Ф. Дала такое же многообразие воззрений, если не больше, что и европейская, но при отождествлении их или даже сравнении требуется осторожность, т.

К. Более общий контекст идей или культурной ситуации может выявить кажимость сходства. Так, в спорах о бытии бога речь никогда не идет об утверждении или отрицании бесконечного и запредельного, а также о посмертном существовании, как это естественно подразумевается в Европе, но о понятийных проблемах. Понимать ли абсолютное личностно или нет, субстанциально или функционально и т. П. Это не спор религиозной Ф. Со светской. Светской Ф. В Индии почти не было (см. ЛОКАЯТА), она, как правило, есть часть духовной культуры традиционного об-ва. С этой чертой связано и отсутствие социальной и политич. Ф. В Индии, а также редкость преследований по идейным мотивам, ибо идеи не затрагивали предметов, могущих повлиять на посюстороннее бытие об-ва в целом.

В последний период творческого развития индийской Ф. Было, по-видимому, осознано, что Ф. Должна быть либо методологией духовного опыта (школы веданты), либо теорией и методологией мыслительно-языковой деятельности (ньяя). Из других областей интеллектуальной культуры Ф. Особенно тесно была связана с языкознанием и йогой. От освоения философского наследия Индии творчески работающими европ. Философами можно ждать нового подъема философии на Западе. См. Также. ВЕДАНТА, НЬЯЯ, МИМАНСА, ВАЙШЕШИКА, ЙОГА, ДАРШАНА, АДВАЙТА.А. Парибок.

Значения в других словарях
Урдхвалока

Верхний мир (см. КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ).Выше Срединного мира одно над другим располагаются небеса, населенные божествами племени Вайманика. Нижнее из небес, Саудхарма, начинается всего на волос выше горы Меру. Небеса делятся на три осн. Группы. Кальпа включает 12 нижних небес, следующие 9 небес именуются Грайвейака ("шейные"), что связано с популярным джайнским изображением структуры мироздания в виде стоящей женщины. Небеса Гравейака находятся на уровне ее шеи. 5 высших Небес именуются Ануттара -..

Ушас

Богиня утренней зари, самое значит, из женских божеств ведийского пантеона. На глубокую древность образа У. Указывают индоевропейские параллели ее имени (греч. Эос, лат. Аврора, рус. Утро и др.). В гимнах "Ригведы" У. Воспевается как прекрасная дева, появляющаяся в небе на блистающей колеснице, запряженной багряными конями или коровами, рассеивающая тьму и пробуждающая живые существа. Особенно прославляется за неукоснительное следование закону риты. У. Тесно связана с др. Божествами света - Суръ..

Философия Джайнизма

Философско-религиозное учение, к-рое понимает и определяет себя как путь."Путь к освобождению - правильные воззрения (даршана), познание (джняна), поведение (чаритра)", - говорит первый афоризм "Таттвартхадхигама-сутры" Умасвати.Путь должен привести человека к освобождению от страданий, а этапы его - правильные воззрения, познание и поведение - именуются "тремя драгоценностями (ратнатрая)" джайнизма. "Правильное воззрение" - это рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) категорий (таттв)..

"Харивамша"

("Родословие Хари (т. Е. Вишну)") - вишнуитский текст, считающийся по традиции дополнительной, 19-й книгой "Махабхараты", но в действительности относящийся к более позднему периоду и стоящий ближе всего к нек-рым пуранам. В первой из трех частей X. Содержатся повествования о сотворении мира, а также родословные богов и земных царей, прежде всего - царского рода племени ядавов, в к-ром суждено родиться Кришне. Вся вторая часть посвящена рассказу о жизни и деяниях Кришны. В третьей как бы предсказ..

Дополнительный поиск Философия В Индии Философия В Индии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философия В Индии" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия В Индии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа