Философия В Индии
Слово "философия" единого эквивалента на санскрите не имеет. Соответствующая ему сфера покрывается понятиями Брахма-видья (знание Абсолюта), анвикшки (рефлексивное исследование), даршана (теоретическое видение), мата (взгляд, теория). Отсутствие единого понятия объясняется сохранностью цельной духовной традиции, что для приобщенного означает равно и интеллектуальное освоение систематического мировоззрения, и практическую экзистенциальную, да и житейскую вовлеченность, что в Европе до XX в. Относили к религии. Поэтому в Индии не возникало нужды подчеркивать различие религии и философии, к-рые и в Европе до новейшего времени обращены были к весьма близким проблемам и лишь восходили к разным культурам (философия - к античной, религия - к еврейской).
Философские вопросы впервые появляются уже в текстах "Ригведы " (гимн о человеке - "пурушасукта". Гимн "насатия" и др.). В упанишадах (VIII-VI вв. До н. Э.) можно найти множество философем - о едином начале сущего, о посмертной участи, о разворачивании мира. И разных вариантов возможной философии, изложенных интуитивным языком. Возникновение в VI-V вв. До н. Э. Джайнизма и буддизма дало толчок к рационализации изложения философии, одновременно окончательно установив для большинства направлений очевидность истока философии в необыденном, сверхобычном опыте сознания. К той же эпохе относится зарождение гл. Ортодоксальных даршан (оформились текстуально веками позже) и становление института диспута, ставшего гл. Социальным инструментом понятийного оформления содержаний, полученных интуитивно.
В эпоху до VIII в. Н. Э. Первенствовала буддийская философия. С ней спорили ортодоксальные школы - ньяя, санкхъя, миманса, отчасти заимствуя ее достижения. Основополагающее несогласие буддийской и индуистской философии заключается в проблеме Атмана, т. Е. Субстанциального духовного начала, отвергаемого буддизмом, к-рый противопоставлял ему процессуальный взгляд на сознание. В ходе полемики индуистские школы все определеннее склонялись к реализму или натурализму. Роды сущего суть естественное. Тогда как буддийские оппоненты держались "конструктивизма". Весьма многое из кажущегося сущим есть на деле конструкция нашего ума. С появлением и возвышением адвайта-веданты, вобравшей многие философские достижения буддистов-мадхьямиков, и уходом буддизма из Индии в силу отнюдь не философских причин гл.
Стержнем полемики стал а) спор веданты с ньяей, во многом воспроизводивший прежние диспуты с буддизмом, и б) внутренние споры школ веданты о проблеме соотношения индивидуального "я " и Абсолюта. С XI в. Появляются влиятельные теистические школы веданты. До тех пор теизм был представлен ньяей и не принадлежал к центральным проблемам. Ослабление творческого духа заметно с XVI в. Переживаемый инд. Философией упадок с XVIII в. Объясняется социальными факторами, в т. Ч. Кризисом традиционного образования и знания санскрита, бывшего исключительным языковым средством выражения. К особенностям инд. Ф. Относятся. Высочайшая изощренность понятийного аппарата и тонкость выражения, оставляющая позади даже европ. Схоластов. Традиционный способ освоения с заучиванием осн.
Текстов на память и тренировкой в учебном диспуте. Построение мн. Вполне содержательно оригинальных трактатов в форме комментария к древнему автору, классику направления. Использование формы диспута в конструкции философского текста. Тщательное внимание к языковой мотивировке употребляемых понятий. Отсутствие претензий на индивидуальную оригинальность при весьма творческом мышлении. Непременная связь с духовной традицией (за исключением маргинальной локаяты). Система мысли в текстах инд. Ф. Не выражается, подобно европ., в дедуктивном или спекулятивном построении. Она должна воссоздаваться самим изучающим данную Ф. Путем самостоятельного продумывания. Это действительно происходит, но требует такой памяти и титанических усилий, что нередко европейцы отказываются видеть систему и по недоразумению упрекают инд.
Мыслителей в непродуманности изложения. Из сфер философского интереса натурфилософия беднее и наивнее европейской, логика как философская наука и как практика аргументации столь же высока, антропология явно превосходит европейскую, не ограничиваясь рефлексией о сущем устройстве человека, но давая и технич. Рецепты улучшения его существа (здесь индийская Ф. Сравнима скорее с христианским теоретич. И практич. Богословием). Эстетика имеет блестящие достижения, прежде всего в трудах Абхинавагупты (X-XI вв.). Этика не выделяется в самостоят, дисциплину. В состав любой философской традиции непременно входит феноменология познания, т. Е. Учение о познавательных актах и классификация их (праманавада). Разделом ее является логика.
Поэтому в логике, в отличие от европ. Традиции Аристотеля, отчетливо осознается, что логически организованная мысль есть всегда акт, происходящий в каком-то сознании. Акт прихода сознания к новому содержанию логическим путем и акт коммуникации логической мысли строго различны. Велики достижения в области философии языка. Практика мыслительной работы с языком является почти нормой. Несколько веков обсуждалась проблема локализации смысла в предложении.Есть три решения:а) смысл присущ только предложению в целом;б) смысл отдельных слов, составляющих предложение, выводится из смысла целого ив) слова обладают отдельными смыслами, из к-рых составляется смысл предложения.В сфере метафизики индийская Ф. Дала такое же многообразие воззрений, если не больше, что и европейская, но при отождествлении их или даже сравнении требуется осторожность, т.
К. Более общий контекст идей или культурной ситуации может выявить кажимость сходства. Так, в спорах о бытии бога речь никогда не идет об утверждении или отрицании бесконечного и запредельного, а также о посмертном существовании, как это естественно подразумевается в Европе, но о понятийных проблемах. Понимать ли абсолютное личностно или нет, субстанциально или функционально и т. П. Это не спор религиозной Ф. Со светской. Светской Ф. В Индии почти не было (см. ЛОКАЯТА), она, как правило, есть часть духовной культуры традиционного об-ва. С этой чертой связано и отсутствие социальной и политич. Ф. В Индии, а также редкость преследований по идейным мотивам, ибо идеи не затрагивали предметов, могущих повлиять на посюстороннее бытие об-ва в целом.
В последний период творческого развития индийской Ф. Было, по-видимому, осознано, что Ф. Должна быть либо методологией духовного опыта (школы веданты), либо теорией и методологией мыслительно-языковой деятельности (ньяя). Из других областей интеллектуальной культуры Ф. Особенно тесно была связана с языкознанием и йогой. От освоения философского наследия Индии творчески работающими европ. Философами можно ждать нового подъема философии на Западе. См. Также. ВЕДАНТА, НЬЯЯ, МИМАНСА, ВАЙШЕШИКА, ЙОГА, ДАРШАНА, АДВАЙТА.А. Парибок.
Дополнительный поиск Философия В Индии
На нашем сайте Вы найдете значение "Философия В Индии" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия В Индии, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа