Этика
Философской дисциплины, подобной европ. Э., т. Е.а) позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка, деяния, характера, нрава и пр. Иб) созидающей нормативные понятия блага, зла и др., в Индии не возникло.В целом сфера Э. Поделена в инд. Культуре между дхармой и мокшей. При этом дхармой предписываются социальные нормы поведения, обязательные для каждого члена об-ва, но, поскольку они существенно связаны с его кастой, варной, возрастным статусом, трудноотделимы от обычного права, на долю этического остается немного. Понятия благого и злого обосновываются законом кармы. Это, т. Обр., не античная автономная Э. И тем более не разумный эгоизм (поскольку речь идет о следующем рождении), но и не теологич. Обоснованная этика христ-ва.
Дурно то, что приведет к тягостным переживаниям в будущих жизнях. Добродетельные поступки приведут к посмертному счастью, но и то и другое в силу безличного устройства мира (бог как устроитель или наблюдатель за кармой - редкий теологич. Вариант). Перечень типов дурных поступков был впервые сформулирован в буддизме, но затем воспринят индуизмом.Он включает три дурных телесных действия:1) намеренное убийство или, при расширенном толковании, причинение физич. Ущерба;2) воровство и3) нарушение половой морали;четыре словесно дурных действия:1) обман;2) сеяние розни;3) оскорбление и4) пустословиеи три дурных внутренних действия:1) жадность;2) зависть;3) нигилизм - непризнание закона кармы, блага даров и т.
Д.Воздержание от них суть благие поступки. Это может толковаться и положительно. Спасение жизни, щедрость и пр. Аналога европ. Учению о мирских добродетелях (стоическая четверка, воспринятая христ-вом) вовсе нет, хотя словарный запас санскрита в этой области несравненно богаче европ. Языков, а частных наставлений в поэзии и иной дидактике предостаточно. Однако вся дхарма принадлежит области благого мирского, ибо и небесное рождение не выводит за пределы конечного мира, сансары. Поэтому соответствие религ. Западной Э. С понятием конечного блага относится к учению о мокше, т. Е., по одному из синонимов, "сверхблаге" (нихшреяса) и входит в состав наставлений для духовного пути. Здесь рассматриваются уже субъективные возможности свершения дурных поступков или даже склонности к ним.
При этом блюдение мирской нравственности подразумевается. Основания, говоря языком Канта, "злой воли" усматриваются в "удручителях" сознания (клеша)- аффективных эмоциях, производных из гл. Их причины - неведения, метафизического незнания, что поясняется в разных терминах, но прежде всего как смешение в сознании представлений о вечном и невечном, радости и страдании, подлинном "я " и ложном "я" ,- как нек-рая иллюзия относительно себя и мира.Устранение их считается возможным, т. Е. Достижение кантовской "абсолютно доброй воли " осуществимо. На этом пути - уже не добродетели, а святости - обретаются и такие морально значимые результаты, как совершенство в невреждении (йога, джайнизм) - упрочение святого в ненасилии, так что агрессивность др.
Существ в его присутствии гаснет. Требования святости как этапа духовного пути постоянны во всех традициях, и опасность темной внеморальной духовности отчетливо осознавалась. Однако дальнейший путь к освобождению уже сверхморален. Представление о морально совершенных святых, снявших своей жизнью конечные ограничения дхармы, о людях, на к-рых держится мир, оставалось неизменно значимым для следующих путем дхармы индуистов.А. Парибок.
Дополнительный поиск Этика
На нашем сайте Вы найдете значение "Этика" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Этика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 5 символа