Aftеr-postmodernism

315

Современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии-в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПУСТОЙ ЗНАК, ДЕКОНСТРУКЦИЯ, ОЗНАЧИВАНИЕ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, НОМАДОЛОГИЯ). В своем оформлении во многом стимулирован таким феноменом современной культуры постмодерна, как 'кризис идентификации', и содержательно разворачивается как генерирование программ преодоления последнего (см. ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА). В этом контексте может быть выделено два фундаментальных вектора трансформации парадигмальных установок постмодернизма на современном этапе его развития. 1) вектор программного неоклассицизма, т.е. 'культурного классицизма в постмодернистском пространстве' (М.Готдингер), предполагающий существенное смягчение критики референциальной концепции знака (см.

ПУСТОЙ ЗНАК) и отказ от радикальной элиминации феномена означаемого в качестве детерминанты текстовой семантики (см. ОЗНАЧИВАНИЕ}. Указанная установка инспирирует формулировку такой задачи, как 'реанимация значения' (Дж.Уард) или 'возврат утраченных значений' - как в денотативном, так и в аксиологическом смыслах этого слова (М.Готдинер), что приводит к оформлению (восстановлению) соответствующих проблемных полей в рамках постмодернистского типа философствования (проблемы денотации и референции, условия возможности стабильной языковой семантики, проблема понимания как реконструкции исходного смысла текста и т.п.). 2) коммуникационный вектор, смещающий акцент с текстологической реальности на реальность коммуникативную и центрирующийся, в связи с этим, вокруг понятия Другого.

Современная культура обозначается Бодрийяром как культура 'экстаза коммуникации' (показателен в этом отношении аксиологический сдвиг философской традиции, зафиксированный в динамике названий фундаментальных для соответствующих периодов философской эволюции трудов. От 'Бытия и времени' Хайдеггера к 'Бытию и Другому' Левинаса). Если в классическом постмодернизме Другой интерпретировался как внешнее (социо-культурное) содержание структур бессознательного (что фактически было унаследовано от лакановской версии структурного психоанализа, где бессознательное было артикулировано как 'голос Другого'), то А.-Р. Задает концепту 'Другой' новую (коммуникационную) интерпретацию, в системе отсчета которой реальность языка перестает быть для постмодернизма самодовлеющей (см.

Другой). В качестве водораздела между классическим постмодернизмом и современным может быть оценена концепция Апеля, - в частности, понимание им языка и языковых игр. Апель рассматривает язык не в контексте субъект-объектных процедур праксеологического или когнитивного порядка, но в контексте субъект-субъектных коммуникаций, которые в принципе не могут быть сведены к передаче сообщений. - Язык выступает в этом контексте не столько механизмом объективации информации или экспрессивным средством (что означало бы - соответственно - объективистскую или субъективистскую его акцентировку), сколько медиатором понимания в контексте языковых игр. Если трактовка последних Витгенштейном предполагала опору на взаимодействие между субъектом и текстом, а в понимании Хинтикки - на взаимодействие между 'Я' и реальностью как двумя игроками в игре, ставка в которой - истинность высказывания, - то Апель трактует языковую игру как субъект-объектное отношение, участники которого являют собой друг для друга текст - как вербальный, так и невербальный.

Это задает особую артикуляцию понимания как взаимопонимания. Апелевская версия постмодернистской парадигмы смягчает примат лакановского 'судьбоносного означающего' над означаемым, восстанавливая в правах классическую для философской герменевтики и генетически восходящую к экзегетике презумпцию понимания как реконструкции имманентного смысла текста, выступающего у Апеля презентацией содержания коммуникативной программы игрового и коммуникативного партнера. Выступая в качестве текста, последняя не подлежит произвольному означиванию и, допуская определенный (обогащающий коммуникационную игру) плюрализм прочтения, тем не менее, предполагает аутентичную трансляцию семантики речевого поведения субъекта в сознание Другого, который вне этой реконструкции смысла не конституируется как коммуникационный партнер.

- Ставкой в игре оказывается не истина объектного, но подлинность субъектного..

Значения в других словарях
Юлиан Флавий Клавдий

ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ. ..

Юлиан Халдей

ЮЛИАН ХАЛДЕЙ. ..

Diffеrаnсе

Понятие философии постмодернизма, являющее собой 'общий корень всех оппозиционных понятий, которые маркируют наш язык' (Деррида). В качестве единого означающего для любых (выступающих в качестве бинарной оппозиции) парных смыслов метафизического порядка (например. 'присутствие' - 'след'), введено Деррида с целью преодоления ряда традиционных оснований метафизики - идей 'присутствия', 'тождества', 'логоса' и т.п. (По мнению Деррида, 'ничто - никакое присутствующее и безразличное сущее - не предше..

Dаs Маn

(нем. Man - неопределенно-личное местоимение) - понятие, введенное в 'Бытии и Времени' Хайдеггера (1927) при анализе неподлинного существования человека. Хайдеггер отмечает, что существует такая озабоченность настоящим, которая превращает человеческую жизнь в 'боязливые хлопоты', в прозябание повседневности. Основная черта подобной заботы - ее нацеленность (как практически-деятельного, так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленн..

Дополнительный поиск Aftеr-postmodernism Aftеr-postmodernism

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Aftеr-postmodernism" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Aftеr-postmodernism, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "A". Общая длина 19 символа