Dаs Маn

321

(нем. Man - неопределенно-личное местоимение) - понятие, введенное в 'Бытии и Времени' Хайдеггера (1927) при анализе неподлинного существования человека. Хайдеггер отмечает, что существует такая озабоченность настоящим, которая превращает человеческую жизнь в 'боязливые хлопоты', в прозябание повседневности. Основная черта подобной заботы - ее нацеленность (как практически-деятельного, так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой - она погружает человека в безличный мир (М.), где все анонимно. В этом мире нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает, и поэтому не несет никакой ответственности.

Анонимность М. 'подсказывает' человеку отказаться от своей свободы (толпа как выразитель М. Не принимает осмысленных решений и не несет ни за что ответственности) и перестать быть самим собой, стать 'как все'. Мир М. Строится на практике отчуждения. В этом мире все - 'другие', даже по отношению к самому себе человек является 'другим'. Личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненности. 'Мы наслаждаемся и забавляемся, как наслаждаются. Мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как видят и судят. Мы удаляемся от 'толпы', как удаляются. Мы находим 'возмутительным' то, что находят возмутительным'. Главная характеристика мира повседневности - это стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать предстоящего, т.е.

Смерти. Сознание человека здесь не в состоянии отнести смерть (конечность, временность) к самому себе. Для повседневности смерть - это всегда смерть других, всегда отстранение от смерти. Это приводит к размытости сознания, к невозможности обнаружить и достичь своей собственной сущности (самости). Повседневный способ бытия характеризуется бессодержательным говорением, любопытством и двусмысленностью, которые формируют 'обреченность миру', растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться из беспочвенности М., прояснить условия и возможности своего существования, может осуществляться лишь благодаря совести, которая вызывает существо человека из потерянности в анонимном, призывает человека к 'собственной способности быть самостью'..

Значения в других словарях
Aftеr-postmodernism

Современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии-в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПУСТОЙ ЗНАК, ДЕКОНСТРУКЦИЯ, ОЗНАЧИВАНИЕ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, НОМАДОЛОГИЯ). В своем оформлении во многом стимулирован таким феноменом современной культуры постмодерна, как 'кризис идентификации', и содержательно разворачивается как генерирование программ преодоления последнего (см. ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА). В этом контексте может быть выдел..

Diffеrаnсе

Понятие философии постмодернизма, являющее собой 'общий корень всех оппозиционных понятий, которые маркируют наш язык' (Деррида). В качестве единого означающего для любых (выступающих в качестве бинарной оппозиции) парных смыслов метафизического порядка (например. 'присутствие' - 'след'), введено Деррида с целью преодоления ряда традиционных оснований метафизики - идей 'присутствия', 'тождества', 'логоса' и т.п. (По мнению Деррида, 'ничто - никакое присутствующее и безразличное сущее - не предше..

Kritik

(нем. Фр. Critique. Русск. Критика. Англ. Criticism - от греч. Kritike - искусство судить) - 1) в классической философии - понятие, фиксирующее в своем содержании аналитическое рассмотрение социально (культурно) артикулированного объекта (концепции), фундированное эксплицитным рассмотрением его исходных социокультурных оснований, органично предполагающим постановку под сомнение их истинности или правомерности. Эпоха классической философии, реализующей атрибутивно присущую ей функцию экспликации ..

Modern

(нем. Die Moderne, фр. Modernite) - современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв. В русле двух основных версий. I) По Хабермасу, именно 'Гегель - первый философ, развивший ясное понимание современного. Поэтому мы должны вернуться именно к Гегелю, если хотим понять внутреннее отношение, связывающее современность и рациональность, отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой разумеющимся и которое сегодня ставится под сом..

Дополнительный поиск Dаs Маn Dаs Маn

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Dаs Маn" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Dаs Маn, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "D". Общая длина 7 символа