Августин Блаженный
(Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430) - христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. Родился в римской провинции Нумидии в г. Тагасте (современный Сук-Арас в Алжире). Сын язычника Патриция (римского гражданина, мелкого землевладельца) и ревностной христианки Моники (под влиянием которой муж незадолго до смерти - 370 - принял крещение и не без влияния которой А. Обратился к христианскому вероучению). Получил гуманитарное образование (Мадавра, Карфаген), преподавал риторику в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолане (современный Милан).
В юности испытал влияние римских авторов (Гортензий, Цицерон и др.), был сторонником манихейства, привлекшего его, по ретроспективной оценке самого А., системностью и риторизмом. Однако, когда манихейский лидер Фавст не сумел ответить на его вопросы (383), утратил доверие к манихейству. Испытал влияние скептицизма Новой академии (Афинской школы философии - см. СКЕПТИЦИЗМ). Однако наиболее серьезным увлечением в истории дохристианской духовной эволюции А. Стал неоплатонизм. Именно в контексте латинских переводов Плотина А. Впервые познакомился с трактовкой Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Слушая проповеди епископа Медиоланского Амвросия (исходно - с целью анализа их риторических аспектов), А. Находит убедительным для себя христианское вероучение.
Поворотным моментом в становлении А. В качестве христианина выступило чтение им Послания апостола Павла к Римлянам, окончательно склонившее его к принятию нового вероучения (согласно легенде, побудительным мотивом, заставившим А. Наугад развернуть Послания Павла, явилось мистическое 'видение' А., связанное с услышанным им голосом ребенка в саду). В 387, на Пасху, в возрасте тридцати двух лет А. Принял крещение в Медиолане. Основал монашескую общину в Гиппоне, в течение тридцати пяти лет был епископом Гиппона, превратив монастырь в Гиппоне в богословскую семинарию. Блестяще проявил себя в полемике с манихейством, донатизмом и пелагианством. Участвовал в публичных диспутах с манихейцами (после диспута 404 манихей Феликс признал себя обращенным в христианство).
Принимал участие в осудившем донатизм Карфагенском соборе (411). Сорок три года жизни А., после принятия им христианства, считаются в богословской традиции образцом христианского образа жизни и служения. В православии признан блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви. А. Считается автором устава, которым руководствуются ряд монашеских орденов католической церкви. Орден каноников-обсервантов св. А. (августинцы-каноники) и орден отшельников св. А. (августинские братья, из которых вышел Лютер и к которому принадлежал Г.Мендель), а также ассумпционисты (с середины 19 в.) и ряд женских монашеских конгрегации августинок. Литературное наследие А. Поистине необъятно. В своей ретроспективно ориентированной работе 'Пересмотренное заново' (427), посвященной исправлению некорректностей ранних своих текстов, А.
Фиксирует, что им было исправлено 97 сочинений, в общей сложности содержащих 232 книги. Известны также 224 его письма и более 500 текстов проповедей. Философская компонента литературного наследия А. Включает в себя как дохристианские, так и христианские произведения. 'Против академиков (скептиков)' (386), 'О жизни блаженной' (386), 'О порядке' (386), 'Монологи' (387), 'О бессмертии души' (387), 'О количестве души' (388-389), 'Об учителе' (388-389), 'О музыке' (388-389), 'Об истинной религии' (390), 'О пользе веры' (391), 'О свободной воле (О свободе выбора)' (388-395), 'Против послания Мани, именуемого Основоположным' (396), 'Против Фавста' (в 33 книгах, ок. 400), 'О духе и букве' (412), 'О природе и благодати' (415) и др.
Наиболее значительными произведениями А., оказавшими влияние не только на формирование христианского религиозного канона, но и на эволюцию европейской культуры в целом, являются 'Исповедь' (400) и 'О граде Божьем' (413-426). Учение А. Сыграло значительную роль как в развитии христианской теологии, так и в разворачивании европейской историко-философской традиции. Идеи А. Оказали огромное влияние на формирование христианского богословского канона, его авторитет в вопросах теологии и философии был тотальным - вплоть до конституирования и доминирования в католицизме томистской парадигмы. Столь же значимую роль сыграли они и в эволюции европейской философии, конституировав традицию августинизма в рамках средневековой схоластики и определив многие семантико-аксиологические векторы последующего философского развития Европы.
А. Может быть оценен как один из основоположников догматической теологии, в частности, 15 книг его трактата 'О Троице' (399-419) представляют собой согласованное и систематическое изложение многочисленных текстов Св. Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Важнейшим моментом теологической концепции А. И важнейшим его вкладом в эволюцию европейской богословской традиции выступает трактовка А. Проблемы Троицы. Согласно А., в основе сущности Троицы (соотношения Божественных ипостасей) лежит такой феномен, как имманентный внутренний диалог самосозерцания, самопознания, общения и любви, - сущность Бога мыслится в качестве не рядоположенной ипостасям Троицы, но в качестве реализующей себя в процессуальности их диалога.
Подобная экзистенциально-психологически артикулированная интерпретация Троицы, предложенная А., задала мощный импульс развития эмоционально-психологической составляющей христианства, и инициировала конституирование в европейской культуре как традиции имманентизма в интерпретации субъективной сферы (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), так и философской традиции диалогизма (см. ДИАЛОГ, ДИАЛОГИЗМ, ДРУГОЙ). Важнейшим моментом учения А. Выступает его концепция соотношения веры с рациональным знанием. В русле общей тенденции патристики А. Осуществляет синтез христианской веры и античного рационализма, постулируя веру в качестве исходного основания любого знания. 'разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия.
Точно так же и читатель Св. Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать'. Основываясь на библейской презумпции 'покуда не уверуете, не уразумеете' (Ис. 7:9), А. Постулирует в качестве основания этого синтеза презумпцию 'верую, дабы понимать', задавшую впоследствии программный канон христианской ортодоксии в отношении проблемы соотношения веры с рациональной критикой (см. ОРТОДОКСИЯ). Полемические сочинения А., направленные против манихеев, пелагианцев и др., являются важной вехой в развитии христианской экзегетической традиции, поскольку полемика, как правило, переводится А. В плоскость интерпретации тех фрагментов Св. Писания, которые, по его мнению, ошибочно толкуются его оппонентами (см.
ЭКЗЕГЕТИКА). Трактат в 12 книгах 'О Книге Бытия дословно' (401-414) является признанным шедевром экзегетической литературы. Каноническим считается трактат А. 'О христианском учении' (396, дополнен в 426), целевым образом адресованный в качестве руководства истолкования Библии для читателей и проповедников Св. Писания. Важнейшим моментом экзегетической концепции А. Являются последовательная дифференциация им 'вещи' и 'знака вещи', разработанная им обширная типология знаков (см. ЗНАК). А. Известен также в христианской традиции как 'учитель благодати' (именно к А. Восходит столь значимое для христианской теологии концептуальное обоснование различия между 'внешней' благодатью как буквой закона и 'внутренней' благодатью как его духом).
Благодать мыслится А. Как необходимая для восстановления человеческой природы, 'поврежденной грехопадением'. По словам А., в данном контексте уместно метафорически 'говорить. О человеке, которого полумертвым бросили на дороге разбойники и который, ослабевший и жестоко израненный, не способен снова взойти на вершины праведности, с которых прежде спустился', и исцеление человеческой воли может исходить, по мысли А., лишь от Христа, как 'доброго самаритянина'. Согласно сотерио-логической концепции А., спасение непосредственно зависит от действия Божьей благодати в человеческом сердце. В этом контексте А. Вводит свое знаменитое различение 'поп posse peccare' ('неспособности согрешать') и 'posse non peccare' ('способности не согрешать').
Именно 'способностью не согрешать', основанной на презумпции свободы воли, согласно А., был изначально наделен Адам и именно этой способностью он не сумел воспользоваться. Что же касается 'неспособностью согрешать', то ее А. Сопрягает с Христом как 'вторым Адамом', - именно через него сообщается миру эта способность не только 'желать лишь благого', но и 'волить к благому'. Таким образом, в контексте сотериологии А. Разработана системная концепция свободы воли, основанная на дифференциации таких феноменов, как 'желать' (velle) и 'мочь' (posse). Согласно позиции А., 'подобно тому, как мы иногда желаем того, чего не можем, точно так же иногда мы можем то, чего не желаем', - свобода в этом контексте интерпретируется А.
Не как способность 'выбора', но как способность 'исполнения' (см. СВОБОДА ВОЛИ). В трактовке природы философского знания А. Движется в русле характерного для римской традиции 'прикладного' подхода к философии. 'истина' интерпретируется им как один из инструментов достижения благодати. В этом контексте А. Создает концептуальную модель универсума, во многом предвосхитившую ряд идей Декарта. Онтология А. Моделируется как учение о Боге как 'совершенном Бытии'. Существенно важным моментом философского учения А. Является его идея о возможности выведения бытия Бога как абсолютного Бытия из самодостоверности человеческого мышления (в то время как применительно к бытию конкретной предметности этот тезис, по мысли А., не является верным).
Переосмысливая основополагающие презумпции неоплатонизма (в частности, в рамках неоплатонической концепции эманации), А. Конституирует идею изначально сотворенных Богом 'потенций', в 'надлежащее время' обретающих статус действительного бытия, т.е. 'семенных логосов' как своего рода оплодотворяющих смыслов (rationes semi-nales), что во многом предвосхищает ряд моментов современной философии языка и постмодернистской семиологии (в частности, в рамках концепции 'диссеминации' Деррида - см. РАССЕИВАНИЕ). А. Оценивается западно-христианской культурой как основоположник системной философии истории, его работы сыграли существенную роль в оформлении христианского понимания предопределения и конституировании христианского провиденциализма.
А. Разрабатывает концепцию исторического процесса как учение о двух 'градах' - земном и небесном, основанных, соответственно, на любви к себе (персонифицированной в фигуре Каина) и на любви к Богу (персонифицированной в фигуре Авеля). История мыслится А. Как процесс, конечной целью которого является достижение 'вечного мира в Боге', когда 'церковь воинствующая' превратится в 'церковь торжествующую'. В соответствии с этим, моральное учение А. Основано на евангельской презумпции милосердной любви (caritas), осмысленной А. В качестве высшей формы развития чувственной сферы человека, единственно способной придать подлинный смысл всем выразительным средствам человеческого языка и мышления. Фигура А. Является культовой (в сугубо светском смысле этого слова) не только для христиански артикулированной традиции европейской культуры, - основные сочинения А.
Могут быть отнесены к тем текстам европейской культуры, резонанс которых оказал конституирующее влияние на формирование глубинных оснований культурной традиции западного образца. Так, именно 'Исповедь' А., реконструирующая его духовный путь от язычества к христианству, не только заложила в европейской культуре основы такого жанра, как жанр духовной биографии (да и автобиографии как таковой), но и задала интенцию на рафинированные формы утонченной интроспекции и интеллектуального самоанализа, ставшие для европейского менталитета фундаментальными и смыслообразующими..
Дополнительный поиск Августин Блаженный
На нашем сайте Вы найдете значение "Августин Блаженный" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Августин Блаженный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 18 символа