Агностицизм

454

(греч. А - отрицание, gnosis - знание) - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. Английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. От античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. Релятивизируется всякое бытие, неважно, сенсибельное или интеллигибельное.

На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции 'все течет', предлагают употреблять вместо 'существует' слово 'кажется'. Для А. Же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном.) Традиция А. Берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания - причинности, который, с его точки зрения, лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал - математическое естествознание).

Юм насчитывал три 'ряда опыта'. 'впечатление', 'вера в существование предмета', 'идея'. Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. Чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому 'спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно'. Немецкая трансцендентально-критическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое).

Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. Внесло 'открытие' сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности - воля или бессознательное, интуиция). А. Развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм - признание, что невозможно 'проверить' понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов.

Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. Достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности..

Значения в других словарях
Агностицизм

(от греческого ágnōstos — недоступный познанию) философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины (См. Истина). Позиция А. Разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случа..

Агностицизм

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. Agnostos - недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.. ..

Агностицизм

АГНОСТИЦИЗМ (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.. ..

Агностицизм

Философское учение, утверждающее, что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей. Этот термин был введен Гексли в философию. Он применяется к Спенсеру (агностический монизм), позитивистам, Канту и философам, приходящим к агностическому воззрению на основании относительности знания (Гамильтон). См. Теория познания.. ..

Агностицизм

-а, м.. ..

Агностицизм

М.Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.. ..

Агностицизм

-а, м. Идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. II прил. Агностический, -ая, -ое.. ..

Агностицизм

(от греч. Agnostos - недоступный познанию), филос. Учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последоват. А. Представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.  . ..

Автономия

(греч. Autos - собственный и nomos - закон) - понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. Как социального феномена, можно зафиксировать. 1) исходное выделение человека из природы (А. Социума или нулевой цикл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. Или собственно А.). 2) формирование в рамках традиционного общества парадигмы автаркии..

Автор

Парадигмальная фигура отнесения результатов той или иной (прежде всего творческой) деятельности с определенным (индивидуальным или коллективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. Autos - сам). Характерна для культурных традиций определенного типа, а именно. С выраженной доминантой ориентации на инновации (лат. Augere - расти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъектной составляющ..

Адекватный

(лат. Adaequatus - приравненный) - соразмерный, соответствующий, согласующийся, равный, эквивалентный. Представление, образ, знание считаются А., если они соответствуют вещи, оригиналу, объекту, к которому относятся, если они 'правильны', носят характер объективных истин. В этом контексте истина есть адекватность мышления бытию. (Фома Аквинский. 'истина есть соответствие предмета и представления'.) Противоположность А. - неадекватный, инадекватный.. ..

Адорно

(Adorno), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. Начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи 'Экспрессионизм и художественная правдивость' (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них..

Агностицизм

АГНОСТИЦИЗМ (греч. А - отрицание, gnosis - знание) - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно - выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. Английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия..

Агностицизм

(греч. А — отрицание, gnosis — знание) — философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. Английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом о..

Агностицизм

(от греч. Άγνωστος— неизвестный) — термин, введенный в 1869 англ. Естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения позиции, выражающейся словами. «Я не знаю и не могу знать истину и Высшее бытие». А. Обычно относят к одному из видов скептицизма. Согласно А., только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для филос. И рел. Идей нет строгих объективных средств их проверки. Агностик — не обязательно атеист, но при этом он утверждает, что невозможно получить достоверное и конкретное знание о ..

Агностицизм

Идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание. Всякое познание, по мн. ..

Дополнительный поиск Агностицизм Агностицизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Агностицизм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Агностицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа