Аполлоновское

371

Философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, 'в человеке. Мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила. Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым - в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского'. Понятия А. И Д. Использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе 'Рождение трагедии из духа музыки' (1872) Ницше на материалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р.Вагнера как отдельно взятых моментов А.

(рационального, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культуры и, соответственно, двух начал бытия. Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал, Ницше, тем не менее, склонялся к Д. Ипостаси культуры..

Значения в других словарях
Апель

(Apel) Карл-Отто (р. В 1922) - немецкий философ, один из основоположников современной версии философии постмодерна. Окончил Гётевский университет (Франкфурт-на-Майне), где в 1972 стал профессором философии. Ученик Э. Ротхакера. Испытал влияние концепций Пирса, Хайдеггера, Витгенштейна, Гадамера, Дж. Остина, Хабермаса, Дж. Серля. Основные сочинения. 'Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико' (1963), 'Трансформация философии' (1973), 'Идея трансцендентальной грамматики' (1974), 'Идейная эв..

Апокатастасис

(греч. - возвращение в прежнее состояние, восстановление) - понятие, посредством которого обозначалось необходимое возвращение вещей в свое былое обличье. Учение об А., восходящее истоками к пифагорейской школе и взглядам Гераклита, нашло концептуальное оформление в воззрениях школы стоиков, утверждавших тождественность сменяющихся миров и, следовательно, неизбежное возвращение в каждый новый мир вещей, живых существ (идея реинкарнации) и событий, присущих миру предыдущему. В раннехристианской т..

Аполлоновское И Дионисийское

Философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, 'в человеке. Мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила. Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым - в этом заключ..

Апостериори

(лат. A posteriori, букв. - из последующего) - философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori ('доопытному' знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластов. Лейбниц понимал под познанием А. Все опытное познание или 'истины факта' в отличие от 'истин разума', т.е. Познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, п..

Аполлоновское

См. ДИОНИСИЙСКОЕ.. ..

Дополнительный поиск Аполлоновское Аполлоновское

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аполлоновское" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аполлоновское, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 13 символа