Априорные Синтетические Суждения

487

В 'Критике чистого разума' Канта - одна из групп в совокупности априорного знания. Разновидность априорных суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое предикатом знание является новым, по сравнению со знанием, заключенном в субъекте. В суждениях данной разновидности имеет место, по Канту, новое соединение, новый синтез знаний, поэтому он и называет их синтетическими, 'расширяющими' суждениями. Роль А.С.С. В познании, по Канту, чрезвычайно важна. Так, если аналитические суждения (а они своим предикатом ничего не присоединяют к понятию субъекта, а только разлагают его на части путем анализа, которые уже мыслились в нем) необходимы для познания в том плане, что придают 'требующуюся для уверенного и широкого синтеза' отчетливость нашим понятиям, то А.С.С.

Являют собой, согласно Канту, конечную цель всего нашего познания, действительно выстраивая все его новое здание и требуя непрестанного обращения к опыту. Кант акцентирует внимание на А.С.С. Еще и потому, что в них находит свое выражение такая способность человеческого познания, как приобретение не просто новых, но и обладающих статусом всеобщности и необходимости знаний, воплощающих в себе по сути цель любого познавательного процесса. Эти всеобщность и необходимость достигаются, однако, не посредством апелляции к опыту, который, в принципе, не способен дать такого знания, а благодаря особым познавательным способностям человека. Наивысшего воплощения эти способности достигают в науке, истины которой, как считает Кант, и являют собой постоянно добываемые и обновляемые А.С.С.

Такие суждения уже существуют, т.е. Возможны. Главной проблемой всей 'Критики чистого разума' становится вопрос о том, как они возможны. Как вообще возможно новое, истинное знание, обладающее непререкаемой всеобщностью и необходимостью. Вся архитектоника главной кантовской работы представляет собой последовательную конкретизацию этой центральной проблемы, которая оформляется в три тесно связанных между собой вопроса. А) как возможны априорные суждения в математике. Б) как возможны априорные суждения в естествознании. В) как возможны априорные суждения в метафизике. Отвечая на них, Кант одновременно исследует присущие всем людям познавательные способности, или формы познания, применяемые в этих областях знания, - чувственность, рассудок и разум.

Постепенно Кантом выдвигается на первый план вопрос о возможности А.С.С. В метафизике. Последний, в свою очередь, трансформируется в проблему ее (метафизики) возможности как науки вообще со своим специфическим предметом, проблематикой, языком и т.п. (см. Также КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (КАНТ).).

Значения в других словарях
Апостериори

(лат. A posteriori, букв. - из последующего) - философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori ('доопытному' знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластов. Лейбниц понимал под познанием А. Все опытное познание или 'истины факта' в отличие от 'истин разума', т.е. Познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, п..

Априори

(лат. A priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин. Из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. И познание причины из ее действия - апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина..

Аристотель

(384 - 322 до н.э.) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально-временную логику и систему силлогистики, а также неформальной логики, разработав теорию аргументации. Родился в Стагире, во Фракии. Отец А. - Никомах - был представителем рода Асклепидов, в котором врачебное искусство было наследственным. В 15 лет А. Осиротел. В 367 до н.э. А. П..

Арон

(Aron) Реймон Клод Фердинанд (1905- 1983) - французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924-1928). С 1930 - профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию, преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955-1968 - зав. Кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 - зав. Кафедрой современной цивилизации в 'Коллеж де Франс'. С 1962 - вице-президент Всемирной социологической ассоциации. ..

Дополнительный поиск Априорные Синтетические Суждения Априорные Синтетические Суждения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Априорные Синтетические Суждения" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Априорные Синтетические Суждения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 32 символа