Батай

421

(Bataille) Жорж (1897-1962) - французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера - 'самый светлый ум во Франции'. В 1901-1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу 'Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в.' и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже общался с Шестовым. Под его влиянием начал читать Ф.Достоевского, Кьеркегора, Б.Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова 'Добро в учении гр.

Толстого и Ф.Ницше' (1925). Кроме этих мыслителей, Б. Интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже - Г.Гегель и Маркс. Стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. В 1931 вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался в 1934). Опубликовал ряд статей в журнале 'Социальная критика'. 'Критика основ гегелевской диалектики' (совместно с Р.Кено, 1932. В статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма). 'Проблема государства' (1933. Полемика против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма). 'Психологическая структура фашизма'.

Первым во Франции Б. Применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934-1939 - в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Ароном, Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской 'Феноменологии духа'. В 1935 принимал участие в работе исследовательской группы, организованной Лаканом. Стал одним из инициаторов движения 'Контратака' (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентации. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью провозглашалась замена мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной революции.

Основными идейными источниками 'Контратаки' были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот период Б. Обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных им документов 'недипломатическая грубость' Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива 'слюнтяйству' французских политиков и дипломатов. С 1936 Б. Начал организацию тайного общества 'Асефаль' (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частности, стал Клоссовски. Одним из правил общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. Стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии 'сакрального', способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни.

В тот же период Б. Организует Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. Выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть - 'эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию'), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б. Началось издание журнала 'Критика', где он опубликовал статьи 'Моральный смысл социологии', 'Тайна Сада', 'О рассказах жителей Хиросимы', 'Переход от животного к человеку и рождение искусства', 'Коммунизм и сталинизм', 'Сад (1740-1814)' и др. В 1952 Б. Был награжден орденом Почетного легиона. Основные сочинения.

'Внутренний опыт' (1943), 'Виновный' (1944), 'О Ницше' (1945), 'Метод медитации' (1947), 'Теория религии' (1948), 'Проклятая доля' (1949), 'Литература и зло' (1957), 'Эротизм' (1957), 'Слезы Эроса' (1961), 'Сумма атеологии' (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. Становились. Бергсон, Ницше, Фрейд, Шестов, Кьеркегор, Ф.Достоевский, Паскаль, Платон, Маркс, Гегель, П.Клоссовски, М.Бланшо. В общих чертах взгляды Б. Сводятся к осмыслению опыта 'абсолютной негативности', преодолевающего опосредованность в любых ее формах (исторической, феноменологической, трансцендентальной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. Последовательно вырабатывает философскую, литературную, экономическую стратегии достижения и преодоления пределов мышления и чувственности.

Адекватное выражение Б. Опыта 'невозможного' в мистицизме, эротизме и т.п. Преследует цель предельной интенсификации языка, чтобы устранить дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом. Наиболее важными у Б. В этом контексте становятся заимствованные у Гегеля понятия 'суверенности' и 'трансгрессии' (см. Трансгрессия). ('Господин' в гегелевской трактовке, по версии Б., - это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) 'Суверенность' у Б. Символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. 'чистую позитивность', предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремлении преодолеть любые ограничения своей автономии.

В своем оригинальном понимании 'трансгрессии' Б. Исходит из предпосылок о конвенциальности всех человеческих установлений как результата 'общественного договора' и о естественном, 'органически' присущем каждому индивиду стремлении к собственной 'суверенности', которая никогда не достигается в рамках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в 'пограничных ситуациях' (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. В контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное 'постановочное движение' суверенной мысли отвергает конформизм, гарантирующий 'длительность' жизни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую 'интенсивность', тем самым восстанавливая существенную ипостась самого субъекта.

В случае же консервации этого 'отверженного фрагмента последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций индивидуального организма и поэтому контролируют исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению к потребностям его самого. Б. Отождествляет 'суверенность' и 'трансгрессию' вплоть до реабилитации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции выступает для Б. Не социальный активизм, а литературное творчество. Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности. Она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит основным законам общества.

Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью 'революционности', тем самым нарушая 'правила игры' как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так и к официальной идеологии. (см. Также Телесность.).

Значения в других словарях
Батай

БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897 - 1965), французский писатель и философ. В культурно-философских сочинениях (трактат-эссе "Внутренний опыт", 1943. "О Ницше", 1945. "Литература и зло", 1957. "Теория религии", опубликован в 1974) Батай, "мистик без Бога", обосновывает "священный суверенитет" человека, разоблачая любые предустановленные нормы его поведения, утверждает "скандальность" как единственно адекватную возможность выявления личностной сущности. Те же идеи - в наполненных кощунствами, картинами ..

Батай

Давать батай кому. Одесск. Бить, избивать кого-л. /em> Батай — от румын. Bate — бить. КСРГО.. ..

Баденская

Направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально-психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 - начале 20 вв. Свое название получило от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители школы - Виндельбанд и Риккерт. Разработанная Б.Ш. Классификация наук, в основу которой положены различия по 'формальному характеру познавательных целей наук' (т.е. По методу), а также грандиозная но своим масштабам теори..

Барт

I.БАРТ(Barth) Карл (1886-1968) - швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в 1902 Б. Решает посвятить свою жизнь теологии, и с 1904 по 1909 изучает ее в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. Обучаясь в Берлине, он попадает под влияние А.Гарнака, а в Марбурге становится учеником либерального теолога В.Германа и интересуется работами Шлейермахера. В 1908 Б. Назначают помощником пастора реформаторской церкви Женевы, и он проповедует на том же месте, где 350 лет назад проповедовал..

Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - известный русский ученый. Философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б. 'Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса' (1965, 1990), 'Эстетика словесного творчества' (1979, 1986), 'Работы 1920-х годов' (1994), 'Проблемы творчества и поэтики Достоевского' (1994) и др. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. Оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокан..

Башляр

(Bachelard) Гастон (1884-1962) - французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. Термином 'неорационализм' не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости от аспекта рассмотрения проблематики) интегральным рационализмом, диалектическим рационализмом, прикладным рационализмом, рациональным материализмом, сюррационализмом. В своем творчестве Б. Следовал французской рационалистической традиции, берущей нач..

Батай

БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897-1962) - французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. Сотрудник французской Национальной библиотеки (с 1924). Редактор журналов "Документы" (1929-1930), "Критика" (с 1946) и др. Основные сочинения. "Внутренний опыт" (1943), "Теория религии" (1948), "Проклятая доля" (1949), "Эротизм" (1957), "Слезы Эроса" (1961), "Сумма атеологии" (1972) и др. Наличие столь многочисленных социальных ролей выдает в методе Б. Попытку дезориентировать ..

Дополнительный поиск Батай Батай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Батай" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Батай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа