Буридан

183

Василь (р. В 1924) - белорусский писатель, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. На фронте с 1943. Дважды ранен. Однажды родители были извещены о его гибели. Воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Старший лейтенант, командир артиллерийского взвода. Народный писатель Беларуси (1980). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской (1986) и Государственной (1974) премий СССР, лауреат Государственной премии БССР имени Якуба Коласа (1978). Депутат Верховного Совета БССР (1978- 1989), Верховного Совета СССР (1989-1991). Президент объединения белорусов мира 'Бацькаушчына' (1990-1993). Основные художественные произведения. Повести 'Мертвым не больно', 'Третья ракета', 'Альпийская баллада', 'Дожить до рассвета', 'Волчья стая', 'Обелиск', 'Сотников', 'Знак беды', 'На рассвете' и др.

Произведения Б. Переведены более чем на 50 языков мира. Тема человека на войне - главная для творчества Б. Военный героизм (в трактовке Б. - не более чем часть, и не самая значительная) большой войны, ее мученики и ее неограниченный беспредельный трагизм. На раннем этапе творчества Б. Относят к представителям так называемой 'лейтенантской прозы', среди которых самыми заметными фигурами выступали Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А. Воробьев, В. Некрасов и др. По признанию самого Б., воздействие российской прозы было довольно сильным и продуктивным, но кратковременным. Уже в собственных партизанских сюжетах Б. Работал вполне самостоятельно и, по признанию российских критиков, сам стал влиять на определенную часть российской военной прозы.

В творчестве Б. Историческая правда выходила далеко за рамки традиционного оптимистического реализма советской литературы. (Для иллюстрации иногда Б. Ссылался на позицию Камю, который считал, что с коммунизмом можно было или сражаться, или сотрудничать.) Мир, считает Б., едва ли может быть спасенным красотой, она сама всегда требует спасения, но оборона красоты на земле и на небе всегда была святым делом. Отказ от такой обороны, позиция 'над схваткой' обрекает художника на поражение, а культуру - на вырождение. Высокохудожественная многомерная реконструкция человеческих ситуаций Выбора характерна для произведений Б. Экзистенциального выбора в условиях тотального воздействия внешних сил, стремящихся превратить человека в объект.

По мысли Б., проявления подобной 'стихии' не избирательны, но олицетворяющие ее силы предъявляют свои особые требования к каждой отдельно взятой личности. Персонажи Б. Существуют в предельно экстремальных ситуациях, предполагающих актуализацию и самоактуализацию человека одновременно на границе и за пределами возможного - и именно в таких бытийных рамках оказываются востребованными действительные духовно-нравственные горизонты личности. Герои Б. Обнаруживают свою подлинную экзистенцию как в пограничных, так и в бифуркационных ситуациях, предполагающих поведенческие альтерантивы между истинным (подлинным) бытием и превращенными формами существования. Так, в 'Сотникове' обречены на гибель были все, но предложение об измене особенно настойчиво предлагалось лишь одному из них - Рыбаку, желавшему выжить любой ценой.

Даже ценой Греха. По версии Б., нравственный груз в итоге оказывается настолько тяжелым, что Рыбаку не удается даже очищающее самоубийство. В 'Знаке беды' Б. Формулирует и разворачивает одну из центральных проблем экзистенциалистски-ориентированной литературы. О границах возможного компромисса для 'повседневного' 'маленького человека'. В этом контексте, по мысли Б., сама жизнь хуторян Степаниды и Петрака была ничем иным, как бесконечным компромиссом. К этому их вынуждала изначальная бедность, данная впоследствии большевистской властью надежда на лучшую жизнь и, наконец, угроза пожизненного и бессловесного рабства, животного существования с малыми шансами выжить при гитлеровском 'новом порядке'. Возможность компромисса тем самым оказалась исчерпана.

Выбор исчез, ибо любой жизненный сценарий нес с собой смерть. Размышляя о вопросах философии истории, Б. Подчеркивает то, что ее уроки сами по себе на самом деле ничему не учат. Но это означает еще и то, что всякий раз после крушения люди обязательно и неизбывно начинают все сначала. Они займутся этим, по мнению Б., даже после любого 'конца истории'. Философский пафос произведений Б. Позволяет судить о нем как о достойном представителе литературы европейского экзистенциализма в его белорусской версии, особенно созвучной творчеству Унамуно и Камю..

Значения в других словарях
Буридан

(Buridan) Жан [р. Около 1300, Бетюн (Артуа), — умер около 1358], французский философ, представитель Номинализма. С 1328 преподавал в Парижском университете. Содействовал распространению во Франции философии Оккама и ряда естественнонаучных идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства и др.). Проблему свободы воли считал неразрешимой логически. Вошедшее в поговорку выражение «Буриданов осёл» Б. Не принадлежит. Соч. Quaestiones super libris quattuor..

Буридан

(Жан Buridan) — философ-схоластик. Неизвестны с точностью ни год его рождения, ни год смерти. Родился в Бетюне, в провинции Артуа, и жил в XIV веке. Преподавал долгое время философию в Париже, а в 1347 г. Состоял ректором парижского университета. Предание (послужившее впоследствии сюжетом для одной средневековой драмы) о том, что Б. В юношеские годы находился в близкой связи с королевой Жанной Наваррской (по другой версии — Маргаритой Бургундской), затем был брошен в Сену и спасся вплавь — мало ..

Бунтующий Человек

(1943-1951, опубликована в 1951) - книга Камю. Цель 'Б.Ч.' автор формулирует так. 'Осмыслить реальность логического преступления, характерного для нашего времени, и тщательно изучить способы его оправдания. Это попытка понять нашу современность'. По мысли Камю, выбор современного человека таков. 'либо соответствовать эпохе убийства, либо отвернуться от нее'. Проблематизируя суть современной эпохи посредством понятия 'абсурд', Камю отмечает. '...когда пытаешься извлечь из чувства абсурда правила ..

Бурбаки Николя

(Bourbaki Nicolas) (1936) - собирательное название группы французских математиков, выпускников университета 'Высшая Нормальная школа' (Париж), выступивших с концепцией (идущей от Д.Гильберта) построения математики с точки зрения принципов логики и аксиоматики теории множеств Цермело-Френкеля (в доработке Бернайса и Геделя). Состав и численность группы Б.Н. Не известны. Многотомный трактат Б.Н. 'Элементы математики' (издаваемый с 1939) развивает аксиоматическую формальную систему, долженствовавшу..

Бытие

Категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). В структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ}. В теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть - в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (..

Бытие И Время

('Sein und Zeit', 1927) - основная работа Хайдеггера. На создание 'Б.иВ.', как традиционно полагается, повлияли две книги. Работа Брентано 'Значение бытия согласно Аристотелю' и 'Логические исследования' Гуссерля. Первая из них вдохновила Хайдеггера на разрешение вопроса, которому он посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Проблемы бытия ('Seiensfrage' или вопрос о бытии). Вторая книга предоставила Хайдеггеру феноменологический метод, с помощью которого он пытался разрешить 'вопрос о бытии'. Хайдегг..

Буридан

см. ЖАН БУРИДАН.. ..

Буридан

— см. ЖАН БУРИДАН.. ..

Дополнительный поиск Буридан Буридан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Буридан" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Буридан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа