Вольтер

218

(Voltaire), настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ (Arouet) (1694-1778) - французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика XV во второй половине 1740-х. Избран в Академию наук Франции (1746). Произведения В. В полном издании Моланда (1878-1885) составляют 52 тома. Основные философские сочинения. 'Философские письма' (1727-1733), 'Метафизический трактат' (1734, издан посмертно), 'Основания философии Ньютона' (1736-1738), 'Век Людовика XIV' (1751), 'Микромегас' (1752), 'Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII' (1756), 'Сократ' (1759), 'История Российской империи в царствование Петра Великого' (1759-1763), 'Карманный философский словарь' (1764), 'Несведущий философ' (1766) и др.

В. Предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности. 'Я существую, а следовательно нечто существует вечно'. По мнению В., эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, - являясь очевидной, она не может оказаться заключением какой-либо цепочки логических выводов. Мыслителей, отрицающих существование Бога, В. Обвинял в механицизме. Так, опровержение бытия Бога сводилось ими к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики. Современная эпистемология такую позицию называет установкой на аддитивность. В результате применения подобной установки сама собой отпадает необходимость обращения к супераддитивным причинам, которые не могут быть описаны математическими законами.

К таким причинам принадлежат 'Бог' и 'конечная причина'. Механицисты отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа 'конечных причин'. Однако, по возражению В., это опровержение относится только к полаганию возможности несуществования Бога и никак не касается доказательства невозможности существования Бога. Бытие Бога все же мыслимо, а значит возможно. Отсюда, Бог скорее существует, чем не существует. Противоположность двух установок (на аддитивность и супераддитивность) вынуждает признать лишь немыслимость ясным образом суммы божественных качеств. Установить и обсудить атрибуты Бога человек не в состоянии.

Будучи бытием конечным, он не в силах постичь природу божественного бытия. Отталкиваясь от этого тезиса, В. Развернул философскую критику теологии. 'Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения'. Разделяя позиции сенсуализма Локка и натурфилософии Ньютона, В. Называл теологией всякую внеопытную метафизику. На этом основании В. Отвергал учение Декарта о вечной душе и врожденных идеях как своеобразную теологию. Таким образом В. Упрекал как механицистов, так и теологов. Первых - за односторонний редукционизм всех природных явлений к математическим законам. Вторых - за некритическое учение (наподобие теории о божественных атрибутах). Подлинная философия, по В., должна быть автономна от механицизма и от теологии.

По утверждению В., метафизические рассуждения заключают в себе некоторую долю вероятности. Философия строит лишь правдоподобные гипотезы, выполняя эвристическую функцию, и не должна претендовать на точное знание. В. Однозначно коррелирует теологию и политическую борьбу. Теологи 'питают честолюбивые чаяния главарей сект, но кончается это обычно тем, что они стремятся стать во главе партий'. Эффективность отношений господства предполагает 'фанатизм народа', поэтому каждая 'партия' имеет определенную религию. Теология преследует частные корпоративные интересы и не выходит на уровень интересов общества в целом. Подлинная же мера добра и зла - благо общества, следовательно мораль не может быть связана с 'теологическим мнением'.

Общество в целом нуждается не во многих теологических религиях враждующих 'партий', а, скорее, в одной естественной (государственной) религии, которая представляет собой философскую веру в Бога (деизм). Если теологическая религия - 'мать фанатизма, гражданских раздоров, враг рода человеческого', то религия государственная - основа порядка и законодатель общественной морали. Мировая история видится В. Высшим судом человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. Именно поэтому история народа оказывается неотделимой от его культуры, нравов и обычаев. В. Категорически отвергает идеи провиденциализма.

По его мнению. А) далеко не все в истории может складываться к лучшему. Б) исторический процесс являет собой не более, чем хаос единичных событий, где каждое событие вызвано определенными причинами - но во взаимодействии этих причин невозможно уловить какую-либо закономерность. Вместо теологического способа рассмотрения истории В. Предлагает иной - философский. В связи с этим он ввел в научный оборот термин 'философия истории'. Просветительская деятельность В. Затронула все основные культурные феномены своего времени, включая религию, государство и историю..

Значения в других словарях
Вольтер

(Voltaire) [псевдоним. Настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, — 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746). Сын нотариуса. Окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления В. Отражены в «Философских письмах» (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм. Это сочинение б..

Вольтер

ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ(Voltaire, Francois-Mari Arouet de)ВОЛЬТЕР(1694-1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Алл..

Вольтер

(Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778 гг.) писатель и философ-просветитель, действительный иностранный почетный член Петербургской Академии наук Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть и честолюбие.В бессмертие отправляются с небольшим багажом.Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек, — это доставлять удовольствие своим друзьям.Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.Внеобщественный..

Вольтер

ВОЛЬТЕР Мари-Франсуа (Marie-Francois Voltaire, 1694-1778) (настоящая фамилия Arouet. Voltaire - анаграмма «Arouet le j(eune)» - «Аруэ младший») - один из крупнейших французских «просветителей» XVIII в., глава «философов», пионеров нового буржуазного общества, рождавшегося во Франции из недр «старого режима». Поэт, философ, историк. Сын судейского чиновника, В. Учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочел праву литературу. ..

Вольтер

Вольтер (1694 - 1778) - знаменитый французский писатель, полностью выразивший в своих произведениях те идеи XVIII века, которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое влияние на его духовное развитие имело его трехлетнее пребывание в Англии, куда он был выслан за обличения абсолютистского режима Франции. В то время (1723 г.) Англия была центром научного и освободительного движения, и вернувшись оттуда, Вольтер стал говорить в своих философских письмах о вещах, неведомых тогдашней..

Вольтер

(1694 - 1778) - знаменитый французский писатель, полностью выразивший в своих произведениях те идеи XVIII века, которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое влияние на его духовное развитие имело его трехлетнее пребывание в Англии, куда он был выслан за обличения абсолютистского режима Франции. В то время (1723 г.) Англия была центром научного и освободительного движения, и вернувшись оттуда, Вольтер стал говорить в своих философских письмах о вещах, неведомых тогдашней Франции..

Вольтер

(Voltaire) (псевдоним. Наст. Имя - Франсуа Мари Аруэ (Arouet)) (21.XI.1694 - 30.V.1778) - франц. Писатель, публицист, историк и философ, один из крупнейших деятелей франц. Бурж. Просвещения 18 в. Род. В Париже в семье судейского чиновника, получил образование в иезуитском коллеже (Louis le Grand). За вольнодумные идеи в своих ранних произв. Дважды (в 1717 и в 1725) был заключен в Бастилию, где написал трагедию "Эдип" (1717). Пронизанную тираноборч. Настроениями. В 1726-29 жил в Англии. В 1733 оп..

Вольтер

(наст. Имя и фам. Мари Франсуа Аруэ. 1694–1778) – франц. Писатель, философ, историк. Лирика молодого В. Проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам. Филос. Пов. «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (изд. 1761), сатирич. Поэмы («Орлеанская девственница», 1735), публицистика, историч. Соч. Деятельность В. Связана с борьбой против религ. ..

Витгенштейн

(Wittgenstein) Людвиг (1889- 1951) - австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета (1939-1947), скиталец и подвижник. Основоположник двух этапов становления аналитической философии в 20 в. - логического (совместно с Расселом) и лингвистического. Автор термина 'картина мира'. Поклонник учения позднего Л.Н.Толстого. (Шесть лет В. Проучительствовал в провинциальных населенных пунктах Нижней Австрии, опубликовал учебник по немецкому языку для народных школ - вторую после 'Тракт..

Власть

В классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. В терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии 'господин - раб' восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях 'государь - подданн..

Вольф

(Wolff) Христиан (1679-1754) - немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятельность В. Начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редко..

Воля

Феномен саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на достижении последней. Будучи несводимым ни к предметной деятельности, ни ко вне-практическому сознанию, феномен В. Является связующим звеном деятельностного акта, обеспечивающим единство субъектной его составляющей (желающий и целеполагающий субъект) и составляющей объективно-предметной (субъект целепол..

Вольтер

ВОЛЬТЕР (Voltaire), настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ (Arouet) (1694-1778) - французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика ХУ во второй половине 40-х 18 в. Избран в Академию наук Франции (1746). Произведения В. В полном издании Моланда (1878-1885) составляют 52 тома. Основные философские сочинения. "Философские письма" (1727-1733), "Метафизический трактат" (1734, издан посмертно), "Основания философии Ньютона" (1736-1738), "Микро-мегас" (175..

Вольтер

(настоящее имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – французский писатель и философ-просветитель, деист. Философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издана в 1755), «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-1769). Деятельность Вольтера связана с борьбой против религии и феодальной системы. Труды сыграли значительную рол..

Дополнительный поиск Вольтер Вольтер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вольтер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вольтер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа