Всеединство

183

Философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. В. Было представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выражение проблема В. Нашла в русской философии, где, начиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное направление - философия В., к которой могут быть отнесены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Н.О. Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Лосева и др. В качестве идейного предшественника русской философии В.

Необходимо рассматривать учение о соборности славянофилов. В русской философии можно выделить четыре системы В. Софиологическая, монодуалистическая (панентеистическая), моноплюралистическая, символическая. Следует при этом учитывать, что хотя категория В. По преимуществу онтологическая, но в силу глубины и богатства содержания она включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные аспекты. Наиболее разработанной является софиологическая концепция В., базовый вариант которой предложен Соловьевым. Критикуя 'отвлеченные начала' западной философии и стремясь к построению целостного синтетического мировоззрения, в качестве ключевого начала последнего Соловьев рассматривает положительное В.

('Критика отвлеченных начал', 'Чтения о Богочеловечестве'), в котором 'единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою. Истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия'. В основе мира, согласно Соловьеву, лежит Абсолютное, которое, являясь Сверхсущим, тем не менее не отделено от мира. Внутренняя диалектика Абсолютного-Сверхсущего ведет к возникновению реальной множественности вещей и одновременно к их разделенности и разобщенности (бытие как иное Абсолютного). Однако бытие не может характеризоваться только раздробленностью, иначе этим отрицалась бы абсолютность Абсолютного.

Единство бытия реализуется через деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества как посредствующих звеньев между предметным множеством и безусловным единством Божества. Центральную роль здесь выполняет София как идея (собрание идей) мира, актуализирующаяся познанием и деятельностью человека, на которого и возложена функция восстановления В., что является сутью исторического процесса. В нравственной области положительное В. Есть абсолютное благо, в познавательной - абсолютная истина, в сфере материального бытия - абсолютная красота. Если Соловьев делает акцент на дуалистическом противопоставлении софийного (божественного) и несофийного (тварного) бытия, то Флоренский и Булгаков, напротив, утверждают гармоничность и целесообразность тварности, обладание ею многими чертами софийности.

Оба последователя Соловьева, разделяя его представление о единстве твари в Боге, в попытке его обоснования выбирают путь не нисхождения от Абсолюта к твари, а восхождения от твари к Абсолюту. София находится одновременно и в божественном и в тварном бытии, в результате Абсолютное и мир смыкаются во В. В качестве внутреннего принципа В., силы, созидающей и скрепляющей его, выступает любовь (Флоренский, 'Столп и утверждение Истины'. Булгаков, 'Свет невечерний'). Наиболее характерной особенностью монодуалистической интерпретации проблемы В. (Карсавин, Франк) является отказ от введения третьего софийного бытия в качестве посредника, связующего божественный и тварный мир, и усмотрение В. Во внутренней сущности последних.

В модели Карсавина центральное место принадлежит понятию 'стяженного бытия', согласно которому целое в 'свернутом' виде присутствует во всех частях, а любая часть - во всех других частях целого. Соответственно любой предмет есть момент В., а различие между В. И его моментами оказывается многоступенчатым, что придает В. Иерархический характер. Принцип В. Дополняется у Карсавина принципом триединства, позволяющим представить универсальное всеохватное бытие как динамический процесс развертывания единой разъединяющейся-объединяющейся субстанции ('О началах', 'О личности'). Отличительной особенностью модели Франка является ее гносеологическое обоснование. Различая предметное (знание об окружающей нас действительности) и интуитивное (знание подлинной реальности или бытия) знание, Франк приходит к выводу, что открываемая предметным знанием сумма определенностей не может исчерпать собой все бытие и логически выводит нас к металогическому началу, или непостижимому, являющемуся всеединым началом бытия.

Суть его может быть выражена только на основе монодуалистического описания бытия и знания ('Непостижимое'). Моноплюралистические концепции В., формируясь под сильным влиянием монадологии Лейбница, стремились совместить представление о множественности субстанциальных (суверенных, самодостаточных) начал бытия с их принадлежностью к Абсолюту, в котором, однако, они не теряют своей самобытности. Наиболее развитую форму данная концепция получила в философии Лосского, исходным принципом рассуждений которого является идея 'имманентности всего всему'. В. Истолковывается Лосский как принцип взаимосвязи и взаимодействия субстанциальных деятелей - конкретно-идеальных сущностей, сообщество которых образует иерархически организованный мир, где каждая сущность, в отличие от лейбницевских монад, открыта для взаимодействия с другими, а все вместе они единосущностны друг другу и высшей абсолютной реальности - Богу ('Мир как органическое целое').

Иная попытка интерпретации проблемы В. На основе синтеза христианской онтологии и символистской картины реальности была предпринята поздним Флоренским ('Имена', 'Иконостас' и др.) и ранним Лосевым ('Философия имени', 'Диалектика мифа' и др.). Вся реальность, согласно Флоренскому и Лосеву, проникнута смысловыми отношениями, представляя собой совокупность символов этих смыслов. На вершине и в основании реальности находится Бог, сам символом не являющийся, но порождающий и вмещающий в себя смысловую сторону всех символов. Единство всего сущего усматривается в его одухотворенности, осмысленности, энергийной, а не субстанциальной причастности всего Богу. Сущность вещей наиболее полно выражается в слове, имени, в конечном счете и являющимися наиболее фундаментальными принципами бытия и познания.

Имя и слово есть то, что есть сущность для себя и для всего иного. Поэтому и весь мир, и вся вселенная есть имя и слово..

Значения в других словарях
Всеединство

В., т. Е. Единство всего, принимается в двух главных смыслах. Отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том, что обще всему существующему, причем, по различию философских точек зрения, это общее является различным. Так, для материализма оно есть материя, для последовательного идеализма — самораскрывающаяся логическая идея и т. Д. Во втором, положительном смысле отношение единого начала ко всему понимается как отношение всеобъемлющег..

Всеединство

Ср.Полное единство, безраздельная общность взглядов, мнений, чувств и т.п.. ..

Всеединство

Всеединства, мн. Нет, ср. (филос.). Единство, включающее в себя всё.. ..

Всеединство

Единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии единое целое. Понятие всеединства существовало в элейской школе натурфилософии — «Все есть единое» («Hen kai pan») и «Бытие едино, непрерывно, цельно, неделимо и сплошь однородно» (Парменид), вообще пронизывало все античное мировоззрение в виде идеи космоцентризма (см. Греческая философия). Учение о всеединстве занимает важное место в пантеизме, монизме, а также у русских религиозных философов (Флоренского, Федорова и др.)..

Восстание Масс

('La Rebelion de las masas', 1930) - работа Ортеги-и-Гассета. Философ констатирует, что в современной Европе происходит явление 'полного захвата массами общественной власти'. 'Масса', как полагает Ортега-и-Гассет, есть 'совокупность лиц, не выделенных ничем'. По его мысли, плебейство и гнет массы даже в традиционно элитарных кругах - характерный признак современности. 'заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и ..

Врожденные Идеи

Термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о В.И. Был Платон. По его мнению, в душе в форме эйдосов заранее содержится то, что становится для нее предметом чувственного опыта, поэтому познание есть 'припоминание идей', т.е. Обращение к В.И. Под В.И. Платон понимал общие понятия. В рационалистской философии 17-18 вв. (Декарт, Лейбниц) В.И. Стали считать очевидные понятия, ..

Всемирная История Философии. Введение

'ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ' - текст Ясперса (1951-1952). Разграничивая события природы и исторические события, Ясперс отмечает, что 'в бытии природы все индивидуализировано. В истории индивидуальное становится однократным, единственным, незаменимым. В природе возвращается на круги своя то, что уже было. У истории же имеется направление'. История суть 'диалектическое преодоление духовных кризисов', она всегда 'представляет собой некое решение и результат человеческих решений'. По мысл..

Вульгарный Материализм

(лат. Vulgaris - упрощенный) - понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала - середины 19 в. К.Фохта (1817-1895, автора 'Физиологических писем' - 1845-1847). Я.Молешотта (1822-1893, автора 'Круговорота жизни'). Л.Бюхнера (1824-1899, автора работ 'Сила и материя', переиздававшейся более 20 раз, 'Природа и дух', 'Природа и наука'). Течение западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впеч..

Всеединство

ВСЕЕДИНСТВО - философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. В. Было представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выражение проблема В. Нашла в русской философии, где, начиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное направление - философия В..

Всеединство

— философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. В. Было представлено в различных философских концепци- ях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выражение проблема В. Нашла в русской философии, где, начиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное направление — философия В., к котор..

Дополнительный поиск Всеединство Всеединство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Всеединство" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Всеединство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа