Гераклит Из Эфеса

170

Из Эфеса (544/540/535-483/480/475) - древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Аристократ по рождению, происходил из знатнейшего рода Кодридов - основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата). Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. Сочинение Г. 'О природе' ('О Вселенной, о государстве, о богословии') дошло до нас в 130 (по другим версиям - 150 или 100) отрывках. Был прозван 'темным' (за глубокомысленность) и 'плачущим' (за трагическую серьезность) мыслителем (по Г., люди живут в эпоху упадка бытия, при которой будущее еще ужаснее настоящего).

Согласно Г., 'космос' (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина 'мир') не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем (сакральная метафора - 'чистая сущность', 'невоспринимаемый субстрат'), мерами воспламеняющимся и мерами угасающим. Божественный первоогонь - чистый разум ('огонь' у Г. Обладает жизнью, сознанием, провиденциальной волей, правит Вселенной, носитель космического правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен) суть 'логос'. (Г. Офилософствовал это греческое слово в смысле 'слово', 'речь' - в трех фрагментах, в значении 'понятие' - в пяти отрывках.) 'Логос' порождает через борьбу и расколы множественность вещей ('путь вниз').

Логос у Г. - это также божество, правящее миром. Верховный разум. Всеобщий закон взаимопревращения вещей, а также количественных отношений этого процесса. Учение самого Г. Согласие и мир через 'оцепенение' циклично возвращаются в состояние первоогня ('путь вверх'). Из Единого все происходит и из всего - Единое (либо 'одно' и 'многое' или 'все' - как фундаментальная оппозиция мировоззрения Г.). В онтологии, космологии, теологии Г. Утверждал примат 'одного' над 'многим'. Все, непрерывно изменяясь, обновляется. Все течет в соответствии с постижимым лишь для немногих Логосом, господствующим во всем и правящего всем посредством всего. Познание его, подчинение ему - подлинная мудрость. Последняя дарит человеку душевную ясность ('я искал самого себя') и высшее счастье.

(Хотя в основе познания, по Г., лежат ощущения, только мышление приводит к мудрости.) Внимающие логосу и живущие 'по природе' достигают огнесоразмерного просветления ума и становятся богами при жизни. 'Мир как речь', у Г., нельзя прочитать, не зная языка, на котором она написана. ('Бытие любит прятаться'.) Философия, по Г., - это искусство верной интерпретации и разделения чувственного текста на 'слова и вещи'. Каждое слово-понятие призвано объединять ('мудрость в том, чтобы знать все как одно') в себе соответствующую пару противоположностей. Люди неверно расшифровывают этот мир. 'большинство не воспринимает вещи такими, какими встречает их (в опыте). Но воображает'. Люди погружены в себя, 'присутствуя, отсутствуют' и видят лишь сновидения.

Борьба у Г. - 'отец', 'царь' всех вещей, раскрывающая в людях и рабов, и свободных, и богов. Политеизм Г. Призывал сменить единобожием. 'Признавать одно Мудрое Существо. Дух, могущий править всей Вселенной'. В истории философии Г. Более всего известен и заметен благодаря своим наработкам в области диалектики. Именно Г., как никому другому, впервые удалось четко артикулировать ростки всех предшествующих диалектических идей. Так, общеизвестным мыслям об изменениях Г. Придал абстрактно-всеобщую, философскую форму, не лишенную, однако, яркой образности и символизма ('в одну и ту же реку нельзя войти дважды'). Идея об изменениях оказалась объединенной у Г. С идеей единства и борьбы противоположностей (идея Единого, приведения к Одному, единства).

С ней в учении Г. Сосуществовала мысль о раздвоении этого Единого и вычленения из него противоположностей, которые, по Г., носят всеобщий характер. Это означает, по мнению Г., что они имеют место везде и всегда, являясь, как это не парадоксально, конструктивной основой самого существования как такового. Во многом именно благодаря Г. Диалектические идеи становятся существенной компонентой историко-философских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, а также относительный и ограниченный характер человеческих знаний о действительности и себе самом. Принято полагать, что диалектика Г. Оказала значимое влияние на Платона и многих других античных философов. Своеобразный ренессанс идей Г.

Наблюдается в 19 в. - Гегель, Ницше, а также в 20 в. - Шпенглер, Хайдеггер и др. (см. Также Молния.).

Значения в других словарях
Генон

ГЕНОН (Guenon) Рене (1886 - 1951) - французский мыслитель, исследователь так называемой Сакральной традиции и ее различных версий. Бакалавр философии. В 1912 принял ислам. Создатель концепции 'интегрального традиционализма', провозглашающей определенные элементы интеллектуальной традиции человечества особой Традицией - единственной и абсолютной хранительницей Божественной Мудрости, Истины, Софии. Основные работы. 'Общее введение в изучение индуистских доктрин' (1921), 'Теософия, история одной пс..

Генотекст/фенотекст

Nothing found #123. ..

Гердер

(Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения. 'Исследование о происхождении языка' (1772), 'Еще один опыт философии истории для воспитания человечества' (1774), 'Идеи к философии истории человечества' (1784-1791), 'Письма для поощрения гуманности' (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. Большое влияние оказал Кант, у которого Г. Учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-ир..

Герменевтика

(греч. Hermeneutike - толкование) - направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле - совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская Г. Видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Исторические разновидности Г. Перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция ..

Гераклит Из Эфеса

(544/540/535—483/480/475) — древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Аристократ по рождению, происходил из знатнейшего рода Кодридов — основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата). Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. Сочинение Г. "О природе" ("О Вселенной, о государстве, о богосло- вии") дошло до ..

Дополнительный поиск Гераклит Из Эфеса Гераклит Из Эфеса

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гераклит Из Эфеса" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гераклит Из Эфеса, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 17 символа