Гердер

214

(Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения. 'Исследование о происхождении языка' (1772), 'Еще один опыт философии истории для воспитания человечества' (1774), 'Идеи к философии истории человечества' (1784-1791), 'Письма для поощрения гуманности' (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. Большое влияние оказал Кант, у которого Г. Учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман. Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения 'Бури и натиска', с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, - с другой.

Деятельность f. Знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. В 'Дневнике моего путешествия' в 1769. После ряда лет скитаний - Рига, Париж, Гамбург, Страсбург - Г. Навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам. Вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. Удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей.

Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии. Проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. Создает главный труд своей жизни - 'Идеи к философии истории человечества', в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. Осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма. Он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г.

Начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли. В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. Смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый европоцентризм).

Своеобразным продолжением и логическим развитием 'Идей к философии истории человечества' явились 'Письма для поощрения гуманности', в которых Г. Изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. Независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. Навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом и его философией, посвятив ей такие работы, как 'Метакритика критики чистого разума' (1799) и 'Каллигону' (1800).

Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от 'вещи в себе' и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. Не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. О становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей - Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др..

Значения в других словарях
Гердер

(Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, — 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764— 1769 был пастором в Риге. В 1770—71 в Страсбурге сблизился с молодым И. В. Гёте. С 1771 придворный проповедник в Бюккебурге, с 1776 — в Веймаре. Его сочинение «Идеи к философии истории человечества» (ч. 1—4, 1784—91, сокращенный рус. Пер. 1829) проникнуто идеей своеобразия различных эпох челове..

Гердер

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744 - 1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764 - 69 пастор> в Риге, с 1776 - в Веймаре, вдохновитель движения "Буря и натиск", друг И.В. Гете. В многочисленных трудах синтезировал естественно-научные и философские искания 18 в. В сочинении "Идеи к философии истории человечества" (т. 1-4, 1784 - 91) сформулировал идею органического формирования мира и исторического развития человечества. В сочинениях по эстетике и философии культуры утверждал историческое ..

Гердер

Иоганн Готфрид (Herder) — замечательный немецкий ученый публицист, поэт и философ-моралист, род. В 1744 г. В Морунгене в восточной Пруссии. Отец его был звонарь и вместе с тем школьный учитель. В молодости Г. Испытал все лишения бедности. Уже взрослым мальчиком исполнял он разные, подчас очень тягостные мелкие услуги у своих наставников. Один русский хирург убедил его заняться медициной и свез с этой целью в Кенигсберг в университет, но первое же посещение анатомического театра вызвало обморок, ..

Гердер

ГЕРДЕР Иоган Готфрид (Johann Gottfried Herder, 1744-1803) - выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII в. Р. В семье ремесленника, окончил богословский факультет Кенигсбергского университета. В 1764 приехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже - пасторского адъюнкта. В Риге начинается лит-ая деятельность Г. В 1776, бл..

Гердер

Гердер, Иоганн-Готфрид (1744 - 1803) - известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются "Идеи по философии истории человечества".. ..

Гердер

(Herder), Иоганн Готфрид (25.VIII.1744 - 18.XII.1803) - нем. Философ, один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге, где в 1764-1769 был преподавателем церк. Школы. В 1771-75 - придворный проповедник в Бюккебурге, затем и до конца дней своих - глава протестантской церкви в Веймаре. Мировоззрение Г. Противоречиво, в целом это пантеизм, приближающийся к материализму, но отягощенный религ. Идеями.Вслед за Вико и Вольтером Г. - один из создателей философии истории. Уже в своей рабо..

Генотекст/фенотекст

Nothing found #123. ..

Гераклит Из Эфеса

Из Эфеса (544/540/535-483/480/475) - древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Аристократ по рождению, происходил из знатнейшего рода Кодридов - основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата). Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. Сочинение Г. 'О природе' ('О Вселенной, о государстве, о богословии') до..

Герменевтика

(греч. Hermeneutike - толкование) - направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле - совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская Г. Видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Исторические разновидности Г. Перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция ..

Герменевтический Круг

Метафора, описывающая продуктивное движение мысли герменевта в рамках техник герменевтической реконструкции. Тематизация 'Г.К.' была осуществлена Шлейермахером, опиравшимся на достижения предшествующей филологической герменевтики Ф. Аста. Целью работы герменевта, согласно Шлейермахеру, является вживание во внутренний мир автора. Через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии - вчувствования в субъективность автора и воспроизведения ..

Гердер

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения. "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. Большое влияние оказал Кант, у которого Г. Учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий фил..

Гердер

(Herder) Иоганн Готфрид фон (1744-1803), нем. Протестантский литератор и историк. Род. В Вост. Пруссии, в бедной семье. Образование получил в Кёнигсбергском ун-те в то время, когда там преподавал И. Кант. В 1764 Г. Переезжает в Ригу, где становится пастором и педагогом. В этот период начинаются его интенсивные духовные поиски, в к-рых немалую роль играли идеи Ж.-Ж.Руссо. Как историк, литератор и исследователь Библии, Г. Оказался на рубеже эпох рационалистич. Просветительства и романтизма. Посеще..

Дополнительный поиск Гердер Гердер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гердер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гердер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа