Деизм

297

(лат. Deus - Бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. ЛОГО-ЦЕНТРИЗМ, ЛОГОС, МЕТАФИЗИКА), предполагающей, в свою очередь, опору на презумпцию наличия субъекта, сознательное целеполагание которого стоит за любыми феноменами внешней упорядоченности (см. АВТОР). В этом отношении в рамках западной культурной традиции (на протяжении всей истории ее эволюции - вплоть до 20 в.) Д. Сохраняет свои позиции как парадигма религиозной веры, типичная для естествоиспытателей. Если 19 в. Репрезентирован в этом отношении позицией Дарвина ('Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума - это указание на его Творца'), то 20 в.

- позицией Эйнштейна ('Основой всей моей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на вере в Создателя'). Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного 'первотолчка'), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам. Соответственно в качестве семантически акцентированных доказательств бытия Божьего в Д. Выступают, в первую очередь, космологическое и, отчасти, телеологическое, актуализируя в Д. Идею предустановленной гармонии.

Д. Противостоит - в плане осознанной оппозиции - теизму как основанному на презумпции предельной персонификации Бога, концепции диалогичности отношений человека с Богом (концепция откровения) и идее теургии (лат. Theourgyia - боготворчество) как чудодейственного вмешательства Бога в мир, а также - объективно - пантеизму и атеизму. Семантическим центром и исходным пафосом Д. Выступает смена теургической парадигмы интерпретации мира как перманентного чуда на парадигму трактовки бытия как развивающегося по разумным законам, имеющего внутреннюю логику ('разумное начало') эволюции, а потому открытого для рационального осмысления и познания. Согласно Д., познавательный процесс также фундирован изначально заложенным в человека Богом и - применительно к индивиду - врожденным 'разумным началом' и ориентирован на постижение четырех ступеней истины.

1) онтологически трактуемая истина как самотождественность объекта ('истина вещи'). 2) феноменологически трактуемая истина как согласованность явления и сущности ('истина явления'). 3) логически трактуемая истина как соответствие содержания понятия своему денотату ('истина понятия'). 4) гносеологически трактуемая истина как 'правильное рассуждение о вещах' ('истина разума'). Как оформленное и рефлексивно осознающее свои основания направление философской мысли Д. Возникает в контексте европейской традиции Просвещения. Основоположник - английский философ и политик - дипломатический деятель - лорд Х.Ч. Чербери (1583-1648), сформулировавший в 'Трактате об истине' (1624) основные принципы Д. Как 'естественной религии' ('религии разума').

Существует Абсолют как трансцендентный миру и безличный, и существует воздаяние за земную жизнь в загробном мире (онтологические принципы). Абсолют должно чтить, и лучшим способом сделать это является праведная жизнь ('добродетель и благочестие'), а в качестве искупления грехов выступает раскаяние (этические принципы). Максимальное влияние и распространение Д. Относится к 18 в. Возник и был популярен в Англии (Дж. Пристли, Толанд, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г.С.-Дж.Болинброк и др.), Франции (Вольтер, отчасти Руссо), Германии (Лейбниц, Лессинг и др.), а также США (Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен и др.) и России (М.В. Ломоносов и некоторые декабристы. И.Д. Якушкин, А.П. Барятинский, П.И. Борисов, H.A. Крюков и др.).

Рефлексивному мета-анализу феномена Д. Посвящены специальные работы Юма ('Диалоги о естественной религии', 1779) и Канта ('Религия в пределах только разума', 1793). Традиционно связываясь с идеологией Просвещения, семантическая парадигма Д., однако, имеет глубокие корни в европейской традиции и может быть обнаружена - в различных своих модификациях - уже в средневековой культуре, где типологическим коррелятом гносеологической установки Д. (вне проблемы интерпретации бытия Божьего) выступает концепция 'двойственной истины' (см. Схоластика). Практически изоморфная Д. Семантическая структура может быть зафиксирована и в традиции древнегреческой философии, а именно в рамках натурфилософских моделей космогенеза, мыслящих творческое мировое начало (Логос у Гераклита, Нус у Анаксагора и др.) в качестве инициирующего космический процесс и не оказывающего на него в дальнейшем детерминационного влияния (см.

Раздел 'Техноморфная модель космического процесса' в статье Античная философия). Внутренняя парадоксальность Д., вдохновленного в своем возникновении когнитивным пафосом сциентизма, заключается в том, что при последовательно логическом движении внутри своей системы координат Д. Приходит к идее об ограниченности познавательных возможностей разума и необходимости - при постижении Абсолюта - подкрепления рациональных усилий интуитивным 'одобрением сердца' ('Д. Чувства' Руссо). Несмотря на эту противоречивость, Д. Оказался экзистенциально значимым для интеллектуалов феноменом, выступая в новоевропейской культуре важнейшим инструментом если не преодоления в индивидуальном сознании фундаментального для западного менталитета дуализма (см.

Дуализм), то по крайней мере конституирования целостности самосознания в условиях этого дуализма. По оценкам Руссо, вне системы Д. 'я буду жить без утешения /т.е. Вне открываемой Д. Перспективы когнитивного оптимизма - M.M.I и умру без надежды /т.е. Вне открываемой Д. Перспективы вечной жизни - M.M.I ...Я стану несчастнейшим созданием'. Парадигма Д., доминируя в религиозном сознании интеллектуалов первой половины 20 в., во второй его половине оказывается серьезно потесненной благодаря идеям неодетерминизма и спонтанной самоорганизации (см. Неодетерминизм), что находит свое концептуальное выражение в оформляющейся в современной постмодернистской философии парадигмальной фигуре 'смерти Бога' (см. 'Смерть Бога', Постмодернизм).

(см. Демиург.).

Значения в других словарях
Деизм

(от лат. Deus — бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. О., Д. Противостоит как Теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и Пантеизму, растворяющему бога в природе, и Атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. Выступил с идеей естественно..

Деизм

ДЕИЗМ (от лат. Deus - бог) - религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. Е. "промысел божий", чудеса и т. П.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.. ..

Деизм

ДЕИЗМ (от латинского deus - Бог), религиозно-философская доктрина>, которая признает Бога как мировой разум>, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. Промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума (смотри Естественная религия>). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17 - 18 вв....

Деизм

Термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя Д., по-видимому, явление религиозной жизни, но в действительности это скоре течение мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения философской Д. Представляет собой мом..

Деизм

Термин, первоначально употреблявшийся в том же смысле, что и термин "теизм", и обозначавший веру в единого верховного Бога, а в конце 17 в. Приобретший самостоятельное значение и использовавшийся для обозначения такой веры в Бога, которая может быть обоснована только разумом. Лорд Герберт Чербери (1583-1648), которого обычно называют "отцом деизма", искал основания для рационалистической религии в тех изначальных идеях, которые разделяют все люди независимо от их вероисповедания. С.Кларк (1675-1..

Деизм

(греч., от Theos - Бог). Философская система XVII и XVIII в., возникшая в Англии и оттуда распространившаяся по всей зап. Европе. Она признавала существование Бога, но отвергала божественное откровение и основывала веру на рассудке.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от Theos, Бог. Богословская система в Англии, в XVII и XVIII столетиях, ставившая главным своим догматом присутствие и деятельность Бога.(Источник. "Объяснение 25000 ино..

Деизм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Деизм

Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение и вообще богословское, догматическое учениеДеист - последователь этого учениясм. Индифферентный.. ..

Деизм

Деисм м. Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение, и вообще богословское, догматическое учение. Деист м. Деистка ж. Последователь, чтитель этого учения. Деистический, к деизму относящийся.. ..

Деизм

М.Религиозно-философское учение (XVII-XVIII вв.), допускающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества, человека.. ..

Деизм

ДЕИ́ЗМ [дэ], -а. М. [от лат. Deus - бог] Религиозно-философское воззрение (17 - 18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий.. ..

Деизм

[дэ], -а, м. Религиозно-философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. II прил. Деистический, -ая, -ое.. ..

Деизм

Деизма, мн. Нет, м. (от латин. Deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей.. ..

Деизм

Религиозно-философское учение, согласно которому бог является олицетворением мирового разума, создавшего материю и давшего ей свои законы, но далее не вмешивающегося в жизнь природы и людей.. ..

Деизм

(от лат. Deus - бог) - религ.-филос. Течение, сочетающее материалистич. Тенденции с уступками религии и идеализму. Возникло в 17-18 вв. В Англии и др. Странах Зап. Европы. Предшественником англ. Деистов был Жан Боден. Родоначальником Д. Считают Херберта Чербери (Herbert E. Of Cherbury, "De veritate", 1624). Крупные представители Д. - Локк, Шефтсбери, Болингброк, Коллинз, Толанд, Пристли (Англия кон. 17 - нач. 18 вв.), Вольтер, Руссо (Франция 18 в.), Дитель, Эдельман, Реймарус (Германия 18 в.). Д..

Движение

Понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - конституируются альтернативные трактовки Д. От абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, 'познание движения необходимо влечет ..

Двойственной Истины Теория

Распространенное в средние века философское предположение о принципиальной возможности интеллектуальной ситуации, в границах которой научное положение (тезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное (в зависимости от собственного мировоззренческого, концептуального, парадигмального и идейного контекстов). Д.И.т. Сложилась в русле обоснования процедур рационального истолкования религиозных догматов. Предполагалось, что философские истины не обязательно являются таковыми с теологиче..

Декарт

(Descartes) Рене (латинизиров. Имя - Картезий. Renatus Cartesius) (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Автор многих открытий в математике и естествознании. После окончания одного из лучших учебных заведений тогдашней Франции - основанной иезуитами коллегии Ла Флеш, служил вольнонаемным офицером, в 1629- 1649 жил в Голландии, где написал свои основные сочинения. 'Рассуждение о методе' (1637), 'Метафизические размышления' ('Размышления о первой философии...') (1641), 'Нач..

Деконструкция

Направление постмодернистского критицизма, связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской метафизики, Д. Имеет целью не прояснение фундаментального опыта бытия, но всеобъемлющую негацию понятия бытия как такового. Д. Постулирует принципиальную невозможность содержательной экспликации бытия. Тематика субъективирующей интериоризации не случайно является для нее главной. Критика основополагающих концептов традиционной философии (в границ..

Деизм

ДЕИЗМ (лат. Deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креаци-онный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного "первотолчка"), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам. Соответственно, в качестве семантически акцентри-рован..

Деизм

(лат. Deus — Бог) — философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. Лого-центризм, Логос, Метафизика), предполагающей, в свою очередь, опору на презумпцию наличия субъекта, сознательное целеполагание которого стоит за любыми феноменами внешней упорядоченности (см. Автор). В этом отношении в рамках западной культурной традиции (на прот..

Деизм

Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума.. ..

Дополнительный поиск Деизм Деизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деизм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа