Демиург

282

(греч. Demiourgos - 'творящий для народа', т.е. Ремесленник, мастер-создатель) - субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин 'Д.' был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза. Использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал. От 'нуса' у Анаксагора и 'ума' у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориентированной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего.

Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточных обществ предполагала использование объективных результатов спонтанных процессов (см. Древнекитайскую пословицу 'не тяни, торопя, лук за перья'), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразования (при строительстве дороги мастера не 'обходили' гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этому в восточных культурах при осмыслении структуры деятельности акцент падает на объектно-предметную ее составляющую (превращение предмета в продукт по законам природы), а в древнегреческой - на субъектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языковых структурах.

В древнекитайском вэньянь основную функционально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т.е. Предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке - имя и глагол, т.е. Субъект и осуществляемое им действие.) В контексте характерной для классических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешней причине как финальной объяснительной презумпции оформляется установка на трактовку даже внешне спонтанных процессов посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор), выступающего по отношению к космосу (см.) в качестве Д. В контексте античного гилеморфизма (см. ГИЛЕМОРФИЗМ) Д. Выступает одновременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привносящего в гештальтирующую форму в сырьевой материал (техноморфная модель космогенеза - см.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ), и как творец мироздания, понятый в качестве 'отца мира', производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обнаруживает себя унаследованный античной философией от мифа антропоморфный генетизм. Например, Платон, выделяя в качестве необходимых компонентов креационного акта 'то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся', полагает, что 'воспринимающее начало можно уподобить матери, образец - отцу, а - промежуточную природу - ребенку'.) Исходная этимология понятия 'Д.' полностью сохранена в натурфилософском контексте. Творение мира понимается как его оформление (организация, космизация хаоса), где наряду с действующим субъектом необходимым компонентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для греческой философии оппозиция материи и формы).

В противоположность этому, в контексте гностицизма Д. Переосмысливается как создатель материи, т.е. Отягощенного злом недуховного (и, следовательно, греховного) начала. В учении греко-израильского мыслителя Филона Александрийского (28/21 до н.э. - 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством, платоновское учение об идеях встречается с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полуметафорического демиургоса-ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулированный Д. Принципиально отличается от натурфилософского демиургоса. Во-первых, он творит мир из ничего, не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате, и, во-вторых, творение, в отличие от подчиненного определенным закономерностям - типа гераклитовского 'логоса' - космоса реализуется как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детерминации (вплоть до отказа схоластики от идеи творения 'по разуму Божьему'.

Согласно позиции Иоанна Дунса Скота, Господь творит мир 'по воле своей', т.е. Вне каких бы то ни было ограничений со стороны рациональных правил Разума). Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Богом, в тварном же мире сущность предшествует существованию (в разуме Творца) и даруется свыше (принцип 'экземпляризма сотворенного' у Августина). Презумпция Д. Как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные основания культуры западного канона, задавая интенцию на понимание детерминизма в качестве внешней принудительной каузальности. Наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая сохранить презумпцию Д. В контексте атеистически ориентированного мировоззрения.

Лишь в контексте неклассической и постклассической европейской культуры оформляется вектор отказа от зафиксированной в фигуре Д. Имплицитной презумпции принудительной каузальности (и, соответственно, проясненности предельных основ и принципов мироздания посредством указания на Д. Как его исходную 'причину'). Концепция 'смерти Бога' в протестантском модернизме, основанная на том постулате, что человечество достигло своего рода 'совершеннолетия', позволяющего ему отказаться от фигуры Д. Как эвфемической замены признания непознанности исходных принципов бытия (Д.Бонхеффер). Концепция 'смерти Бога' в современной философии постмодернизма как фундированная новым, нелинейным, понимание детерминизма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см.

'Смерть Бога', Неодетерминизм)..

Значения в других словарях
Демиург

(от греч. Demiurgós — мастер, ремесленник, творец) термин, означающий. В философии — созидающее начало вообще, в теологии — бог, творец мира. В Древней Греции имел главным образом социальное назначение. Д. Называли ремесленные и торговые круги населения, противопоставляемые землевладельческой знати — евпатридам (См. Евпатриды) и земледельцам — геоморам (См. Геоморы), а также лиц свободных профессий — врачей, поэтов, певцов и т.д. ..

Демиург

ДЕМИУРa (греч. Demiurgos - мастер - ремесленник), в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно-творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом. Впоследствии отождествлялся с логосом, умом (нусом). Демиург играл важную роль в космологических построениях гностицизма ("злой Демиург") и в герметической традиции.. ..

Демиург

См. Димиург.. ..

Демиург

-а, м. Рел., филос.. ..

Демиург

(гр., от demos - народ и ergazesthai - творить, творящий для народа). 1) у Платона и других греч. Философов - высший разум, зиждитель мира. 2) творец видимого мира у гностиков - низший бог.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)творец видимого мира по учению гностиков, т. Е. Философов, которые пытались примирить язычество с новым для них христианством и в языческ. Науке найти обоснование христианской веры. У неоплатоников - источник чувственно..

Демиург

Ремесленник, логос, создатель, творец, созидатель, абсолют, сатана, бог. ..

Демиург

М.Созидающее начало, созидательная сила (в философии и теологии). Творец.. ..

Демиург

Демиурга, м. (греч. Demiurgos). 1. В платоновской философии - верховный разум, как творящая сила (истор. Филос.). 2. У гностиков - Творец мира, божество низшего порядка (истор. Филос.). 3. Перен. Творец, создатель чего-н. Великого, величественного (книжн, устар., поэт.). Люблю сей град (Петербург), открытый зимним пургам. Он создан был безумным демиургом (Петром 1). Волошин.. ..

Демиург

(от греч. Demiurgos. ..

Демиург

— философско-теологическая категория, восходящая к Платону, у которого Бог - создатель мира из извечно существующего хаоса. В переносном значении — творец.. ..

Демиург

(от греч. Dnmioyrgos) - мастер, ремесленник, созидатель. В Др. Греции термин "Д." имел сословно-политич. Характер и применялся гл. Обр. К ремесл. И торг. Кругам населения в отличие от знати и земледельцев. В философии термин "Д." означает созидающее начало вообще. В теологии Д. Наз. Бога - творца мира.. ..

Демиург

В мифологии творец вселенной и различных предметов.. ..

Демиург

ДЕМИУРГ. ..

Деконструкция

Направление постмодернистского критицизма, связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской метафизики, Д. Имеет целью не прояснение фундаментального опыта бытия, но всеобъемлющую негацию понятия бытия как такового. Д. Постулирует принципиальную невозможность содержательной экспликации бытия. Тематика субъективирующей интериоризации не случайно является для нее главной. Критика основополагающих концептов традиционной философии (в границ..

Делез

(Deleuze) Жиль (1925-1995) - французский философ. Изучал философию в Сорбонне (1944- 1948). Профессор в университете Париж-VIII (1969- 1987). Покончил жизнь самоубийством. Основные работы. 'Эмпиризм и субъективность' (1952), 'Ницше и философия' (1962), 'Философская критика Канта' (1963), 'Пруст и знаки' (1964), 'Бергсонизм' (1966), 'Захер-Мазох и мазохизм' (1967), 'Спиноза и проблема выражения' (1968), 'Различение и повторение' (1968), 'Логика смысла' (1969), 'Кино-1' (1983), 'Фрэнсис Бэкон. Лог..

Демокрит Из Абдеры

Из Абдеры (460 - около 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Левкиппа. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. По названиям известны 70 сочинений Д. ('О природе человека', 'Малый мирострой', 'Об идеях', 'О цели' и др.), из которых сохранились многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Д. В развитие философских идей весьма велик, но самым главным являет..

Дерево

Фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира, семантически фундированную идеей бинарных оппозиций (как космологически, так и аксиологически артикулированных). В традиционной культуре выступает основополагающим символом упорядоченности мироздания ('мировое древо') и метафорой генезиса как свершившегося и продуктивного. В рамках архаичной культуры мифологема мирового Д. Выступает важнейшим компонентом мифологических космогонии. В контексте антропоморфных моделей кос..

Демиург

ДЕМИУРa (греч. Demiurgos - изготавливающий вещи, работник, творец) - у древних греков - свободный ремесленник. В древнегреческой мифологии - Бог, создающий мир не из "ничего" (как в иудаизме и христианстве), а из хаоса, существующего извечно. У гностиков - творец материального мира с его злом и греховностью. В идеалистической философии - сознание, дух, идеальное первоначало, творящее мир. В религиозных представлениях - Бог как "творец мира". В философский лексикон термин Д. Введен Платоном. Д. У..

Демиург

(греч. Demiourgos — "творящий для народа", т.е. Ремесленник, мастер-создатель) — субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза. Использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал...

Демиург

В античной философии, в частности, у Платона, персонифицированное творческое начало мироздания, создающее мир (космос) из материи сообразно с вечным образцом - эйдосом. Этим демиург отличается от бога теистических религий, творящего мир из ничего. Демиург создает низших богов, мировую душу, бессмертную часть человеческой души. Впоследствии демиург отождествлялся с логосом, умом, вкусом. В отличие от бога теистических религий, демиург не всесилен. Стремлению демиурга устроить все "как можно лучше..

Демиург

(Греч.) или Строитель. Божественная Сила, которая построила вселенную. От этого слова происходит фраза «Высший Архитектор» франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или «второй бог» Платона, - второй логос представлен им как «Отец», единственное Божество, которое он, как Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть.. ..

Демиург

(греч.δημιουργός, «ремесленник». «мастер», «созидатель», букв. «творящий для народа»), мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём изготовления. Его деятельность подобна деятельности настоящего ремесленника. В мифологии Д. Часто являются такие персонажи, как гончар, кузнец, ткач. Однако функции Д. Шире непосредственно ремесленных. Так, бог-кузнец Гефест делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Ильмаринен выков..

Дополнительный поиск Демиург Демиург

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Демиург" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демиург, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа