Диспозитив Семиотический

134

Базовый термин концепции означивания Кристевой, конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений. 1) в системе отсчета гено-текста - имплицитный генеративный порядок, порождающий, пронизывающий и тем самым объединяющий плюральную вариативность соответствующих фено-текстов. 2) в системе отсчета фено-текста - интегральный гештальтно-семантический инвариант релятивного фено-текстового массива, обусловленный общностью генетического восхождения к определенному гено-тексту и конфигурацией креативного потенциала последнего. Таким образом, Д.С. Реализует себя в качестве 'транслингвистической организации, выявляемой в модификациях фено-текста' (Кристева). Если гено-текст выступает как процессуальный феномен, не блокированный дискретностью отдельного коммуникативного акта (ни на уровне жесткой однозначности информации, передаваемой в ходе этой коммуникации, ни на уровне жесткой целостности коммуницирующих субъектов - см.

СМЕРТЬ СУБЪЕКТА), то фено-текст, напротив, представляет собой структуру, актуализирующуюся в конкретной коммуникативной процедуре и подразумевающую наличие как субъекта, так и адресата высказывания. Согласно Кристевой, 'гено-текст выступает как основа, находящаяся на предъязыковом уровне. Поверх него расположено то, что мы называем фено-текстом'. Д.С. Выступает своего рода механизмом связи как гено-текста с соответствующим ему фено-текстовым ареалом, так и между отдельными фено-текстами. С одной стороны, он проявляет себя как 'свидетель гено-текста, как признак его настойчивого напоминания о себе в фено-тексте', являясь 'единственным доказательством того пульсационного отказа, который вызывает порождение текста' (Кристева).

С другой стороны (на фено-уровне), Д.С. Реализуется в качестве интегрального транстекстуального инварианта означивания, делающего возможной интеграцию соответствующих фено-текстов в единое стратегическое поле и дистанцирование последнего от иных фено-текстуальных полей. В общем контексте постмодернистской философской парадигмы Д.С. Может быть рассмотрен как типологический аналог таких семантически и функционально изоморфных ему механизмов, как диспозитив комплекса 'власти - знания' Фуко, как механизмы соотношения ризомы и конкретной конфигурации ее плато, 'тела без органов' и временных органов последнего, 'хроноса' и 'эонов' в модели исторического времени Делеза и т.п. Гено-текст в этом плане может быть поставлен в соответствие процессуальной ризоморфной среде, обладающей креативным потенциалом, или децентрированному тексту, открытому для смыслопорождения.

'то, что мы смогли назвать гено-текстом, охватывает все семиотические процессы (импульсы, их рас- и сосредоточенность), те разрывы, которые они образуют' (Кристева). Собственно, процедура означивания и интерпретируется Кристевой как 'безграничное и никогда не замкнутое порождение, это безостановочное функционирование импульсов к, в и через язык. К, в и через обмен коммуникации'. - Означивание как остывающая в фено-текстах 'практика структурации и деструктурации' (Кристева) реализует себя внутри определенного гештальтно-семантического поля, задаваемого Д.С. Несмотря на то, что означивание всегда стремится (в математическом смысле этого слова) 'к субъективному и социальному пределу', и лишь только при этом условии 'является наслаждением и революцией' (Кристева), - тем не менее фено-текст объективно не является попыткой трансгрессии по отношению к очерченной Д.С.

Границе, - напротив, задавая семантический ареал фено-текстового массива, Д.С. Может быть рассмотрен в качестве своего рода аттрактора означивания. Предложенное Кристевой в сугубо текстологическом контексте понятие 'Д.С.' подвергалось позднее различным внетекстологическим толкованиям. От понимания Д.С. В качестве механизма процессуальной самоидентификации субъекта (Т.Мой) - до крайней феминистской трактовки Д.С. В контексте осмысления феномена беременности (Э.Джердайн)..

Значения в других словарях
Диспозитив Семиотический

Базовый термин концепции означивания Кристевой, конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений. 1) в системе отсчета гено-текста - имплицитный генеративный порядок, порождающий, пронизывающий и тем самым объединяющий плюральную вариативность соответствующих фено-текстов. 2) в системе отсчета фено-текста - интегральный гештальтно-семантический инвариант релятивного фено-текстового массива, обусловленный общностью генетического восхождения к определенному гено-тексту и конфигурацие..

Дискурс

(discursus. От лат. Discere - блуждать) - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Неклассический тип философствования осуществляет своего рода переоткрытие феномена Д. - как в контексте вербально-коммуникативных практик (анализ социокультурной обусловленности речевых актов в структурализме и постструктурализме. Трактовка Хабермасом Д. Как рефлексивной речевой коммуникации, предполаг..

Диспозитив

(франц. Dispositif - порядок, расположение как 'диспозиция', а также устройство, механизм) - термин философской концепции Фуко, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом 'власти - знания', и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик. Д. Имплицитно конституируется в качестве гештальтного инварианта типовых для соответствующей культуры стратегий осуществления политической и ..

Доказательства Бытия Бога

Обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией. К классическим (базовым для апологетической теологии) Д.Б.Б. Относятся. Онтологическое (Бог как воплощение всех возможных совершенств немыслим в качестве легитимного бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие целеполагающего субъекта) и космологическое (наличие мира требует наличия своей причины). Философская критика религии конституирует себя именно как крит..

Доктор

(лат. - doctor) - почетный титул ведущих теологов и философов средневековья. Doctor angelicus (ангельский Д.) - Фома Аквинский. Doctor invincibilis (непобедимый Д.) и doctor singularis (единственный Д.) - Уильям Оккам. Doctor mirabilis (чудесный Д.) - Роджер Бэкон. Doctor subtilis (тонкий Д.) - Иоанн Дунc Скот. Doctor universalis (всеобъемлющий Д.) - Альберт Великий и Алан Лилльский. Doctor fundatisimus (основательнейший доктор) - Эгидий Римский. Doctor ecstaticus (восторженный Д.) - Дионисий Ка..

Дополнительный поиск Диспозитив Семиотический Диспозитив Семиотический

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Диспозитив Семиотический" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диспозитив Семиотический, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 24 символа