Доказательства Бытия Бога

160

Обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией. К классическим (базовым для апологетической теологии) Д.Б.Б. Относятся. Онтологическое (Бог как воплощение всех возможных совершенств немыслим в качестве легитимного бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие целеполагающего субъекта) и космологическое (наличие мира требует наличия своей причины). Философская критика религии конституирует себя именно как критический логико-философский анализ Д.Б.Б. Так, например, Д.Б.Б. Были подвергнуты критике со стороны Канта в заключительной части изложения трансцендентальной диалектики ('Критика чистого разума'). Согласно Канту, в рамках предшествующей метафизики наряду с рациональной психологией и космологией определенное место занимала и т.н.

Рациональная теология, которая из понятия разума о Боге пыталась построить доказательства его существования. Кант считает, что душа, мир как целое и Бог - это 'вещи в себе', объекты умопостигаемого мира, которые в принципе недоступны теоретическому познанию и какому-либо рациональному доказательству, поэтому и науки о них не являются действительными теоретическими науками, способными дать достоверные знания о мыслимых здесь объектах. Заключительный раздел трансцендентальной диалектики Канта - 'Критика рациональной теологии' - и посвящен анализу идеи о Боге, которая, по Канту, является только умопостигаемой идеей, которая хотя и положена разумом в основу всех вещей и их полного определения, не является чем-то объективным, составляющим вещь.

Понятие Бога может представляться поэтому только как идеал, измышленный самим чистым разумом, и не более. Как только мы пытаемся придать ему вид реального объекта, он делается предметом рациональной теологии, пытавшейся доказать бытие Бога. Кантовская критика рациональной теологии и посвящена исследованию главных доказательств этого бытия - онтологического, космологического и телеологического. Онтологическое доказательство исходит из понятия о Боге как существе, которому присущи все совершенства, включая и реальность, т.е. Бытие и существование. Кант считал, что вывод о существовании не может вытекать из каких бы то ни было понятий самих по себе, а целиком принадлежит к единству опыта и нуждается в чувственно-эмпирическом базисе.

Космологическое доказательство Кант сводит к трем основным тезисам. 1) если нечто существует, то должна существовать и безусловно необходимая сущность. 2) т.к. Эмпирическими фактами является существование меня и воспринимаемого мною мира, то необходимая сущность существует. 3) она может быть определена только понятием всереальнейшей сущности а, значит, высшая сущность существует необходимо. Кант показывает, что т.о. Космологическое доказательство фактически сводится к онтологическому. Телеологическое доказательство, основанное на представлении о целесообразном устройстве мира, можно представить, по Канту, следующим образом. 1) в мире господствует порядок, установленный в соответствии с определенной целью и величайшей мудростью.

2) порядок этот принадлежит вещам лишь случайным образом, и природа вещей не могла бы сама по себе естественным образом согласовываться с определенными конечными целями. 3) значит, существует высшая причина мира - мыслящее существо. Кант сводит это доказательство к космологическому, т.к. Здесь речь идет о случайности мира, а последнее рассматривается им как частный случай уже рассмотренного онтологического доказательства..

Значения в других словарях
Диспозитив

(франц. Dispositif - порядок, расположение как 'диспозиция', а также устройство, механизм) - термин философской концепции Фуко, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом 'власти - знания', и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик. Д. Имплицитно конституируется в качестве гештальтного инварианта типовых для соответствующей культуры стратегий осуществления политической и ..

Диспозитив Семиотический

Базовый термин концепции означивания Кристевой, конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений. 1) в системе отсчета гено-текста - имплицитный генеративный порядок, порождающий, пронизывающий и тем самым объединяющий плюральную вариативность соответствующих фено-текстов. 2) в системе отсчета фено-текста - интегральный гештальтно-семантический инвариант релятивного фено-текстового массива, обусловленный общностью генетического восхождения к определенному гено-тексту и конфигурацие..

Доктор

(лат. - doctor) - почетный титул ведущих теологов и философов средневековья. Doctor angelicus (ангельский Д.) - Фома Аквинский. Doctor invincibilis (непобедимый Д.) и doctor singularis (единственный Д.) - Уильям Оккам. Doctor mirabilis (чудесный Д.) - Роджер Бэкон. Doctor subtilis (тонкий Д.) - Иоанн Дунc Скот. Doctor universalis (всеобъемлющий Д.) - Альберт Великий и Алан Лилльский. Doctor fundatisimus (основательнейший доктор) - Эгидий Римский. Doctor ecstaticus (восторженный Д.) - Дионисий Ка..

Дополнительность

Понятие и регулятивный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ('О грамматологии') и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). Будучи ориентирована на деконструктивное (см. ДЕКОНСТРУКЦИЯ) преодоление метафизических терминов 'начало', 'первопричина', 'присутствие' - концепция Д. Полагает конституирование начала как такового (читай. 'присутствия' - А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного..

Доказательства Бытия Бога

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА - обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией. К классическим (базовым для апологетической теологии) Д.Б.Б. Относятся. Онтологическое (Бог как воплощение всех возможных совершенств немыслим в качестве легитимного бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие целепо-лагающего субъекта) и космологическое (наличие мира требует наличия своей причины). Философская критика религии конст..

Доказательства Бытия Бога

— обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией. К классическим (базовым для апологетической теологии) Д.Б.Б. Относятся. Онтологическое (Бог как воплощение всех возможных совершенств немыслим в качестве легитимного бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие целеполагающего субъекта) и космологическое (наличие мира требует наличия своей причины). Философская критика религии конституирует себя именно как кр..

Дополнительный поиск Доказательства Бытия Бога Доказательства Бытия Бога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Доказательства Бытия Бога" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Доказательства Бытия Бога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа