Другой

233

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как 'свое иное' (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу 'воскрешения субъекта'. Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской проблематики. Оформление коммуникационной (современной) версии постмодернистской философии осуществляется на базе синтеза идей диалогизма, высказанных в рамках неклассической философии (экзистенциальный психоанализ, современная философская антропология, философская герменевтика, философия католического аджорнаменто и философская концепция языковых игр).

- Прежде всего, сюда относятся идеи о так называемом 'коммуникативном существовании'. 'бытие-с' у Хайдеггера, 'со-бытие с Д.' у Сартра, 'бытие-друг-с-другом' у Бинсвангера, 'отношение Я - Ты вместо Я - Оно' у Бубера, 'преодоление отчаяния благодаря данности Ты' у О.Ф.Больнова, 'малый кайрос' как подлинность отношения Я с Ты у П.Тиллиха и т.п. Так, например, в рамках данной постмодернистской программы чрезвычайно актуальное звучание обретает тезис Сартра 'мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия, Для-себя отсылает к Для-другого', - подлинное бытие 'Я' возможно лишь как 'бытие-с-Пьером' или 'бытие-с-Анной', т.е. 'бытие, которое в своем бытии содержит бытие другого' (Сартр). Столь же созвучной оказывается для коммуникационной стратегии постмодернизма позиция Рикера, полагавшего, что 'исходный образец обратимости обнаруживает себя в языке - в контексте интерлокуции.

В этом отношении показателен обмен личными местоимениями. Когда я говорю другому 'ты', он понимает это для себя как 'я'. Когда же он обращается ко мне во втором лице, я переживаю его для себя как первое. Обратимость затрагивает роли как говорящего, так и слушающего, предполагая - как в отправителе, так и в реципиенте сообщения - способность указать на себя. Но обратимы только сами роли. - Идея незаместимости учитывает личности, которые эти роли играют. И в дискурсивной практике, в отличие от языковой интерлокуции, незаместимость проявляется в фиксированном использовании местоимения 'я', его закреплении'. Способ бытия есть, по Сартру, 'быть увиденным Д.', подобно тому, как механизм конструирования 'Я' основан, по Гадамеру, на 'опыте Ты', и главное содержание этого опыта есть 'свободное перетекание Я в Ты'.

- Каждый из коммуникативных партнеров не только 'является значащим для другого', но и 'обусловлен другим', и именно поэтому, по словам Левинаса, 'каждый, кто говорит 'Я', адресуется к Другому'. В такой системе отсчета возможна лишь единственная форма и единственный способ бытия 'Я' - это бытие для Д., зеркало которого заменило собою разбитое зеркало прежнего объективного и объектного мира классической культуры. В противоположность классической философской традиции, в рамках которой определенность человеческого сознания задавалась его интенцией отношения к объекту (и даже в противоположность постмодернистской классике, в рамках которой децентрированная субъективность неизменно была погружена в текстологически артикулированную среду.

Как писал Гадамер, 'игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой'), современная версия постмодернизма определяет сознание посредством фиксации его интенции на отношение к Д. Фигура Д. Становится фундаментальной и конститутивной семантической структурой в современных попытках постмодернистской философии реконструировать понятие субъекта. Вектор отношения субъекта к Д., в постмодернистском его видении, - это 'метафизическое желание', репрезентированное в грамматическом звательном падеже (Левинас). (В сущности, в данном моменте современная культура вновь воспроизводит в своем философском дискурсе фигуры традиционной восточной натурфилософии. В частности, в постмодернистской концепции Д.

Могут быть усмотрены аналогии с древнекитайской концепцией спонтанности 'цзы-жань', предполагающей самоопределение сущности посредством резонирования с другими (Другими) сущностями того же рода - 'лэй'. - Отсюда реминисценции постмодернистской философии по поводу традиционной восточной философии. Программный 'антиэллинизм' Деррида, обращение Кристевой к философии Китая, универсальный интерес постмодернизма к дзен-буддизму и т.п.) Результатом коммуникации выступает вновь обретенное философией постмодернизма 'Я' - 'Я', найденное, по Делезу, 'на дне Д.'. Так, по оценке Деррида, 'фрагментарный человек' может быть собран только посредством Д. Таким образом, несущей организационно-смысловой фигурой современной версии постмодернистской философии становится фигура субъект-субъектных отношений (коммуникации).

Центральная проблема постмодернистской концепции Д. Конституируется как проблема подлинности коммуникации. Как отмечает Лакан, 'как только. Ребенок столкнется с Другим, он немедленно теряет свою былую невинность и начинает защищаться от реальности посредством языка'. В данном контексте даже в ситуации предельно коммуникативной, а именно - в ситуации отношения к Богу, 'человеку нужна ложь, нужен посредник', ибо 'не нужно веры, когда есть знание ложного мифа' (Жирар). В этом отношении подлинность субъект-субъектных отношений, позволяющая идентифицировать их как коммуникативные, может быть зафиксирована по такому критерию, как их неопосредованность. Максимальная степень последней возможна именно в отношении к Богу, ибо 'христианский посредник сам себя устраняет' (Жирар), однако Бог не может рассматриваться как Д.

В полном смысле этого слова, поскольку, выступая в качестве коммуникативного партнера для субъективного Я, Бог, тем не менее, не конституируется в качестве Д. 'Бог - не Другой. Это - Бог' (Р.Гвардини)..

Значения в других словарях
Другой

-а́я, -о́е.. ..

Другой

• абсолютно другой. ..

Другой

Иной, видоизмененный, непохожий, новый, второй.. ..

Другой

Арх. Другой, следуюший за первым, второй. Первой, другой, третий. | Иной, инный, не тот или не этот. Нет ли другой бритвы, эта тупа. | Такой же точно, вполне сходный. Стар. Дружка, товарищ, помощник по должности, службе. А в других был у воеводы имрек. Это другой ты. Он словно другой Наполеон. Один говорит пьян, другой говорит пьян, поди, ложись спать. Одной рукой собирай, другою раздавай. В одной руке пусто, в другой ничего. Степашка, есть ли другая баклажка. Обычай дорогой, что выпить по друго..

Другой

1. М. Разг.Кто-то иной, не сам.2. М. Разг.1) Ни один из названных или из известных.2) Кто-л. Посторонний, чужой.3. Прил.1) а) Не этот, не данный.б) Противоположный (о стороне, крае и т.п. Чего-л.).в) Употр. При противопоставлении.2) Отличный от данного, прежнего. Иной.3) а) разг. Второй, следующий.б) Употр. При приблизительном указании количества, продолжительности чего-л.4) разг. Некий, некоторый.4. Местоим. Разг.Некоторый, какой-нибудь, иной.. ..

Другой

ДРУГО́Й -а́я, -о́е. Местоим. Прил.. ..

Другой

-ая, -de. 1. Прил. Не этот, не данный. В д. Раз поговорим. На другом берегу (на противоположном). И тот и д. (оба, каждый из двух). 2. Прил. Не такой, иной. Стал совсем другим. Думает одно, а говорит другое (сущ.). Это другое дело (это меняет положение, заставляет думать иначе). 3. Прил. Второй, следующий. На д. День. 4. Мест. Worm. Некоторый, какой-нибудь иной (разг.). Д. Бы благодарил, а ты недоволен, 5. Другой, -ото, м. Кто-то иной, нс сам. Заботиться о других. * Другими словами — говоря инач..

Другой

Другая, другое. 1. Не тот, не этот. Дай мне другой нож, этот тупой. Об этом поговорим в другое время и в другом месте. || Не Такой, иной, отличный от данного. У него были совсем другие намерения. После женитьбы он стал другой. 2. Следующий после первого. Второй. Уже другой месяц, как он в отсутствии. Спросили одного встречного, другого, третьего - никто не знал. На другой день. Поживем месяц, другой и уедем. 3. Такой же, как кто-н., равный, почти тождественный с ним. Это - 4. В знач. Сущ. Другой..

Другой

Восходит к той же основе, что и , и имело такое же первоначальное значение. Новое значение ("иной") развилось на основе оборота друг друга, друг другу. См. .. ..

Другой

Общеслав. Прил. От сущ. Друг «товарищ». Соврем. Значение возникло в оборотах друг друга, друг другу «один другого, один другому».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Другой

Друго́й друг дру́га, укр. Дру́гий "второй", блр. Другí – то же, ст.-слав. Дроугъ дроуга ἀλλήλους (Мейе 1, 64), дроугъ ἄλλος (Супр.), болг. Дру́ги, сербохорв. Дру̏гӣ, словен. Drȗg "другой", drúgi "второй", чеш. Druhý "второй", druh druha "друг друга", польск. Drugi "второй", в.-луж. Druhi – то же. Первонач. Тождественно друг II (Бернекер, 230. Траутман, BSW 59).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Другой

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской пробле..

Другой

1. В наиболее общем смысле – все и всё, кроме самого человека. В сущности, это значение охватывает полный набор событий, стимулов, людей и т.д., которые составляют психологическое окружение. 2. Более специальное значение – другой человек. 3. Наиболее специальное значение – термин Г.Х. Мида, используемый во множественном числе для собирательного обозначения значимых других в чьей-то жизни.. ..

Дополнительность

Понятие и регулятивный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ('О грамматологии') и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). Будучи ориентирована на деконструктивное (см. ДЕКОНСТРУКЦИЯ) преодоление метафизических терминов 'начало', 'первопричина', 'присутствие' - концепция Д. Полагает конституирование начала как такового (читай. 'присутствия' - А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного..

Досократики

Древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. До н.э.), а также их преемники в 4 в. До н.э., творившие вне русла аттической 'сократической' и софистической традиций. Тексты Д. Впервые собрал в книге 'Фрагменты досократиков' в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. Дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. - космос - представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий - земли, воды, воздуха и т.д., вза..

Дуализм

(лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин 'Д.'), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также ..

Дунс Скот

(Dussel) Энрике (р. В 1934) - аргентинский философ, теолог, историк, одновременно представляет 'философию и теологию освобождения'. В его творчестве переплелись мотивы неомарксизма, ориентированного на 'позднего' Маркса, Хайдеггера, Сартра, Ортеги-и-Гассета, Левинаса, 'религиозной феноменологии', Ф.Фанона, 'философии латиноамериканской сущности', постмодернизма. Автор концепции 'аналектики' как диалогического типа дискурса, лежащего в основе преодоления тотальных отношений зависимости в философс..

Другой

ДРУГОЙ - понятие философии 20 в., фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, Иное по отношению к Я. Развитие понятия Д. В неклассической философии - свидетельство отхода мыслящего субъекта с позиции солипсизма. Понятие Д. Разрабатывалось прежде всего в феноменологии и диало-гизме. В диалогизме Д. Осмысляется как Ты, появление которого возвращает подлинное бытие или преображает в лучшую сторону бытие Я. Для Ф. Эбнера принятие Ты означает одновреме..

Другой

— понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской проб..

Дополнительный поиск Другой Другой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Другой" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Другой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа