Жизненный Порыв

211

Понятие философской системы Бергсона - несущая конструкция его модели 'творческой эволюции'. Согласно Бергсону, опиравшемуся на ряд положений концепции эманации по Плотину, поток течения жизни, зарождаясь 'в известный момент, в известной точке пространства', проходит 'через организуемые им одни за другими тела, переходя от поколенья к поколенью', разделяется 'между видами' и распыляется 'между индивидами, ничего не теряя в силе, скорее увеличиваясь в интенсивности по мере движения вперед...'. По Бергсону, 'Ж.П.' пульсирует по расходящимся ветвям эволюции - подобно гранате, ступенчато разрывающейся сначала на части, затем - на частицы, все более и более мелкие. Люди - микроскопические фрагменты - лишь могут отдаленно догадываться о мощи первоначального взрыва.

Жизнь, в соответствии с идеями Бергсона, суть потенциал/тенденция воздействия на неорганизованную материю, перманентно образующуюся из погаснувших 'осадков' 'Ж.П.'. В понимании Бергсона, есть только действия - вещей как таковых нет. Объекты правомерно представлять наподобие дезинтегрирующихся креативных жестов, изолированных в ходе эволюции. 'Представим себе жест - поднятие руки. Рука, предоставленная сама себе, упадет в исходное положение. Все же в ней останется возможность - в случае волевого усилия - быть поднятой вновь. Этот образ угасшего креативного жеста дает возможно точное представление о материи'. 'Ж.П.', утративший креативный импульс, превращается в барьер на пути воспоследующего 'Ж.П.'. Жизнь стремится к численному увеличению и обогащению самое себя, дабы умножиться в пространстве и распространиться во времени.

Косная материя, с точки зрения Бергсона, оказывает 'Ж.П.' постоянное (Бергсон усматривал в этом еще одно подтверждение второго закона термодинамики) сопротивление, результирующееся в том, что многие виды - субъекты эволюции - утрачивают собственный стартовый импульс, тормозятся и начинают круговое вращение, результатом которого выступают неизбежные откаты, флуктуации и т.п. В то же время длящая реальность жизни ('длительность' у Бергсона) однозначно целостна, а 'Ж.П.', свободный, творческий и необратимый, способен к саморазвитию независимо от всяческих препятствий, находясь в извечной оппозиции сумрачному механицизму и автоматизму. Вместе с тем, становление нетрадиционных жизненных форм (ни одна последующая форма, с точки зрения Бергсона, не является простой рекомбинацией форм предшествующих, она суть нечто большее) - как одна из составляющих прогресса, согласно Бергсону, осуществимо лишь как итог неизбывного взаимодействия 'Ж.П.' и материи.

Источник 'Ж.П.', по Бергсону, - сознание либо сверхсознание ('...Бог, таким образом определяемый, не имеет ничего законченного. Он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода'). Ориентированный в своих основаниях на выработку нетрадиционного, акцентированно невиталистического ('...жизнь в действительности относится к порядку психологическому') представления о реальности, образ 'Ж.П.' выступает наглядным воплощением органического видения мира Бергсоном. 'Философия жизни, направления которой мы держимся. Представит нам организованный мир как гармоническое целое'. Взаимодействие и взаимозависимость жизни ('Ж.П.') и материи лежат в основании эволюции как таковой. Ее история и есть история стремления органической жизни освободиться от пассивной инертности материи (процессы фотосинтеза у растений, поиски пропитания у животных, преобразующая активность интеллекта у человека).

Несмотря на распад энергии, материя возвращается в поток жизни, а 'Ж.П.' снова и снова инициирует процессы 'творческой эволюции'. (см. Также БЕРГСОН, ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ, БЕРГСОНИЗМ (ДЕЛЕЗ).).

Значения в других словарях
Жизненный Порыв

Понятие философской системы Бергсона - несущая конструкция его модели "творческой эволюции". Согласно Бергсону, опиравшемуся на ряд положений концепции эманации по Плотину, поток течения жизни, зарождаясь "в известный момент, в известной точке пространства", проходит "через организуемые им одни за другими тела, переходя от поколенья к поколенью", разделяется "между видами" и распыляется "между индивидами, ничего не теряя в силе, скорее увеличиваясь в интенсивности по мере движения вперед...". По..

Жижек

(Zizek) Славой (р. В 1949) - философ, уроженец Словении. Президент люблянского Общества теоретического психоанализа. Основные сочинения. 'Все что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить Хичкока' (1988), 'Возвышенный объект идеологии' (1989), 'Возлюби свой симптом' (1992), 'Сосуществование с негативом' (1993), 'Зияющая свобода' (1997) и др. В создании своей методологии исследования феноменов духовной жизни середины - второй половины 20 в. Ж. Исходит из того, что в современной философии обоз..

Жизненный Мир

(Lebenswelt) - одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания. Такое включение 'мировой' исторической реальности в традиционалистскую феноменологию привело к выдвижению на первый план в позднем гуссерлианстве темы 'кризиса европейского человечества, науки и философии'. Отвечая на вопрос о сущности и причинах этого кризиса, Гуссерль гов..

Жильсон

(Gilson) Этьен Анри (1884-1978) - французский философ, один из крупнейших представителей неотомизма, яркий представитель тенденции аджорнаменто и глубокий теоретик-медиевист. Основные сочинения. 'Философия св. Бонавентуры' (1924), 'Св. Фома Аквинский' (1925), 'Дух средневековой философии' (1932), 'Теология и история духа' (1943), 'Философия средневековья' (тт. 1-2, 1944), 'Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского' (1947), 'Реализм томизма и критика знания' (1947), 'Томизм' (1948), 'Христ..

Жирар

(Girard) Рене (р. В 1923) - французский философ, культуролог, антрополог, литературовед, создатель оригинальной 'фундаментальной антропологии' и основанной на ней теории культуры. Преподавал в американских университетах, в 1980-е - профессор Стэнфордского университета. Основные сочинения. 'Насилие и сакральное' (1972), 'О сокровенном от создания мира' (1978), 'Козел отпущения' (1982), 'Путь древних, по которому шли люди беззаконные' (1985) и др. Несмотря на внешнюю традиционность и даже некотору..

Жизненный Порыв

(фр. Elan vital) - центральное понятие теории эволюции А. Бергсона и его фундаментального труда "Творческая эволюция" (1907). Понятие развивает сформулированное ранее ("Опыт о непосредственных данных сознания", 1888) понятие длительности, которое явилось действительным открытием философа. Длительность - это реальность особого рода, постоянно изменяющаяся, подвижная, это - сама ткань реальности, сущность вещей, а вместе с тем и творчество, непрерывное создание все новых и новых форм. Длительность..

Дополнительный поиск Жизненный Порыв Жизненный Порыв

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жизненный Порыв" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жизненный Порыв, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 15 символа