Карнавал

194

Культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим 'типом образности' (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный анализ К. В культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина 'Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и 'Ренессанса' (первый вариант рукописи был завершен в 1940. Первое издание - Москва, 1965. Переведена на многие языки). Отказавшись от традиционалистских описаний социального фона эпохи Возрождения и от рассмотрения передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа Рабле 'Гаргантюа и Пантагрюэль'.

Бахтину удалось понять и разгадать (в контексте реконструкции, по мысли академика АН СССР М.П.Алексеева, 'народно-фольклорной традиции средневековья') ряд особенностей изучаемого произведения, давно казавшихся исследователям очень странными. Присущее 'Гаргантюа и Пантагрюэлю' парадоксальное сочетание многочисленных 'ученых' образов и простонародной (а часто и непристойной) комики Бахтин объяснил значимым воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья, возникшей в гораздо более ранний период, но достигшей своего полного расцвета к 16 в. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж.Бокаччо, У.Шекспир, М.Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и светлой атмосферы, свойственной К.

И другим народным праздникам того времени. Карнавальная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность (т.е. - в данном случае - восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению), неофициальность, утопизм, бесстрашие. В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы и обряды) смеховые действа. 'праздник дураков', 'праздник осла', 'храмовые праздники' и т.д.

Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на латинском и на народных языках. Эти произведения как устные, так и письменные, пародировали и осмеивали буквально все стороны средневековой жизни, включая церковные ритуалы и религиозное вероучение ('Вечерня Киприана', многочисленные пародийные проповеди, литургии, молитвы, псалмы и т.д.). Веселая вольница карнавального празднества порождала разнообразные формы и жанры неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы. На карнавальной площади всегда настойчиво звучали возгласы балаганных зазывал, которые - вместе с другими 'жанрами' уличной рекламы ('крики Парижа', крики продавцов чудодейственных средств и ярмарочных врачей) - обыгрывались и пародировались, становясь при этом важным элементом народной смеховой культуры.

По мысли Бахтина, Рабле объединил в романе 'Гаргантюа и Пантагрюэль' все эти формы, жанры и мотивы, сохранив их для потомков и создав тем самым своего рода 'энциклопедию' средневекового смеха. Причем, с точки зрения Бахтина, опора на смеховую народную культуру не только не противоречила гуманистическим идеалам Рабле, но, напротив, гармонично сочеталась с ними и даже помогала их пропаганде, поскольку 'карнавальное мироощущение является глубинной основой ренессансной литературы'. Как отмечает Бахтин в книге 'Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и 'Ренессанса', 'как бы ни были распылены, разъединены и обособлены единичные 'частные' тела и вещи - реализм Ренессанса не обрезывает той пуповины, которая соединяет их с порождающим телом земли и народа'.

Например, 'реабилитация плоти', характерная для гуманизма, соотносима и сродственна с 'гротескной концепцией тела', с преобладанием 'материально-телесного начала жизни', присущим народной культуре. Смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени. Согласно оценке Л.Е.Пинского, 'в эпоху Ренессанса нерушимую иерархическую вертикаль средневекового официального представления о космосе ('Великую Цепь Бытия') сменила историческая горизонталь. Движение во времени. В гротескной концепции тела, переживающего становление в народно-праздничных играх, предметом которых был веселый ход времени, рождалось новое историческое чувство жизни и представление о прогрессе человечества'.

Ср. В тексте книги Бахтина. 'И вот гротескные образы с их существенным отношением к временной смене и с их амбивалентностью становятся основным средством художественно-идеологического выражения того могучего чувства истории и исторической смены, которое с исключительной силою пробудилось в эпоху Возрождения'. Именно поэтому понять Рабле и вообще ренессансную литературу невозможно без учета их связи с народной смеховой культурой. Средневековый смех интерпретируется в книге Бахтина как имеющий 'универсальный и миросозерцательный характер, как особая и притом положительная точка зрения на мир, как особый аспект мира в целом и любого его явления'. К. (этому термину Бахтин придавал расширенное значение, понимая под ним 'не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и Возрождения') противопоставил серьезной, высокой культуре средневековья 'совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений'.

К. Не просто разыгрывали, это была 'как бы реальная . Форма самой жизни', которой люди средневековья жили во время праздников, - причем 'другая свободная (вольная)', 'идеальная' форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освящали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой 'правды', то К. 'был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами'. В это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала 'в сферу утопической свободы'. Эта свобода была легализована. И государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону.

Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму 'веселой относительности', во время К. Люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане 'умерщвляли') шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий. 'Тема рождения нового обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания'. В гротескной образности К. Всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов).

'этот момент приобретал значение более широкое и более глубокое. В него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды'. Обилие пиршественных образов, гиперболическая телесность, символика плодородия, могучей производительной силы и т.д. Акцентировали бессмертие народа. 'В целом мира и народа нет места для страха. Страх может проникнуть лишь в часть, отделившуюся от целого, лишь в отмирающее звено, взятое в отрыве от рождающегося. Целое народа и мира торжествующе весело и бесстрашно'. С эстетической точки зрения, карнавальная культура представляет собой особую концепцию бытия и особый тип образности, в основе которых, по мнению Бахтина, 'лежит особое представление о телесном целом и о границах этого целого'.

Это представление Бахтин определяет как гротескную концепцию тела, для которой характерно то, что с точки зрения 'классической' эстетики ('эстетики готового, завершенного бытия') кажется чудовищным и безобразным. Если классические образы индивидуализированы, отделены друг от друга, как бы очищены 'от всех шлаков рождения и развития', то гротескные образы, напротив, показывают жизнь 'в ее амбивалентном, внутренне противоречивом процессе', концентрируются вокруг моментов, обозначающих связь между различными телами, динамику, временную смену (совокупление, беременность, родовой акт, акт телесного роста, старость, распадение тела и т.д.). 'В отличие от канонов нового времени гротескное тело не отграничено от остального мира, не замкнуто, не завершено, не готово, перерастает себя самого, выходит за свои пределы.

Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках. Разинутый рот, детородный орган, груди, фалл, толстый живот, нос' (Бахтин). Этот тин образности, характерный для народной смеховой культуры, обусловлен верой народа в свое бессмертие. '. В гротескном теле смерть ничего существенно не кончает, ибо смерть не касается родового тела, его она, напротив, обновляет в новых поколениях'. Концепция К., выдвинутая в книге Бахтина о Рабле, вызвала при своем появлении и публикации бурные споры, да и до сих пор далеко не является общепризнанной.

Однако она сыграла большую роль в развитии и стимулировании культурологических исследований, в расширении горизонтов научной мысли. В настоящее время истолкование концепции К. Продолжается, и возможно как появление ее оригинальных истолкований, так и ее плодотворное использование для изучения различных мировых культур. Многомерные исследования карнавальной культуры, осуществленные Бахтиным, способствовали, в частности, легитимации такого феномена культуры, как 'раблезианство'. Раблезианство трактовалось, как связанное не столько непосредственно с творчеством Ф.Рабле, сколько с традицией его философской интерпретации, в рамках которой культурное пространство выстраивается в контексте семиотически артикулированной телесности, понятой в качестве семантически значимого феномена (текста), прочтение которого порождает эффект гротеска, что и придает культурному пространству статус карнавального (см.

ТЕЛО, ТЕЛЕСНОСТЬ, ТЕКСТ, БАХТИН М.М.)..

Значения в других словарях
Карнавал

(франц. Carnaval, итал. Carnevale, вероятно, от лат. Carrus navalis — потешная колесница, корабль праздничных процессий) вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Происходит главным образом под открытым небом. Истоки лежат в языческих обрядах, связанных со сменой времён года, в весенних с.-х. И ярмарочных праздниках. Название утвердилось в Италии в конце 13 в. С К. Связан наиболее популярный народный итальянский театр 16 в. — комедия масок (Комедия дель арте..

Карнавал

КАРНАВАЛ (франц. Carnaval) - вид народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.. ..

Карнавал

(ит. Carnevale, от лат. Carno — мясо, vale — здравствуй) — в католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой среды (на первой неделе вел. Поста). В разных местностях карнавальное время имеет различную продолжительность. В Венеции начинается с дня св. Стефана (26 дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующих Чистой среде, в Милане — до воскресенья инвокавита (см.), на Рейне обнимает только 8 дней. Карнавальная пора повсеместно сопровождается различного рода забав..

Карнавал

Карнавалсм. Пир(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Карнавал

(итал. Carnevale - прощай мясо). Время народных забав и увеселений в западной Европе, начинается в день Богоявления и оканчивается в среду, в день поминовения усопших.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)итал. Carnevale, прощай мясо. Время народных забав и увеселений в западной Европе. Он начинается в день Богоявления и оканчивается в среду, в день поминовения усопших.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в р..

Карнавал

Празднество, праздник, фестиваль. ..

Карнавал

Католическая масленицаСр. Вокруг меня кипел шумливый карнавал,Все унося в поток безумного веселья...Надсон. Отрывок (из письма к М.В. Надсон). 1885.Ср. Марлинский. Письмо в Доктору Эрману (о масленице у якутов).Ср. Carnevale (итал.). Carne, мясо - vale, в употреблении - мясоед.. ..

Карнавал

М. Католическая масленница. Масленные увеселения, ряженье, окрученье. Карнавальный, к карнавалу относящ. Карнавальщик м. -щица ж. Карнавальные гуляки.. ..

Карнавал

М.1) Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными играми и т.п.2) Костюмированное народное гулянье, празднество с танцами, играми и т.п.. ..

Карнавал

-a, м. Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом [первонач. Весенние праздники в Италии]. II прил. Карнавальный, -ая, -ое. Карнавальное шествие.. ..

Карнавал

Карнавала, м. (ит. Carnevale). 1. В романских странах Западной Европы - весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми (соответствующий русской масленице). Римский карнавал. 2. Праздничная революционно-политическая демонстрация с аллегорическими изображениями лозунгов (нов.). Первомайский карнавал.. ..

Карнавал

Заимств. В XVIII в. Из франц. Яз., где carnaval «карнавал» <. «масленица» <. Итал. Carnevale, восходящего к лат. Carnem levare «лишить мяса» (carne leva «забери мясо»). Карнавал буквально — «последний день перед постом».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Карнавал

Французское – earnaval.. ..

Карнавал

Карнава́л Из франц. Саrnаvаl от ит. Саrnеvаlе. Саrnе "мясо" и vale "прощай".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Карнавал

Культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим "типом образности" (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный анализ К. В культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса" (первый вариант рукописи был завершен в 1940. Первое издание - Москва, 1965. Переведена на мног..

Карнавал

Массовое гуляние, сопровождаемое шествиями, ряжением, театрализованными играми и др. Обычно совпадает с масленицей.. ..

Карнавал

Массовое гуляние, сопровождаемое шествиями, ряжением, театрализованными играми и др. Обычно совпадает с масленицей.. ..

Кант

(Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. Была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. Традиционно различают два периода. Первый из них - 'докритический' - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат 'Мысли об истинной оценке..

Кантор

(Cantor) Георг (1845-1918) - немецкий математик, логик, теолог, создатель теории трансфинитных (бесконечных) множеств, оказавшей определяющее влияние на развитие математических наук на рубеже 19- 20 вв. Окончил Университет Берлина (1867), профессор Университета Халле (1879-1913). Главный труд. 'Основы общего учения о многообразиях' (1902). Исследования К., инициированные необходимостью решения насущных проблем теории бесконечных рядов Фурье, стали основой для дальнейших фундаментальных исследова..

Карнап

(Carnap) Рудольф (1891-1970) - немецко-американский философ и логик. В 1910-1914 изучал физику и математику в университетах Фрейбурга и Йены. Докторская степень за работу "Пространство' (1921). Преподавал философию в Венском университете (с 1926) и Немецком университете в Праге (с 1931). После эмиграции в США (1935) - профессор Чикагского (до 1952), Принстонского (1952-1954) и Калифорнийского университетов (возглавлял философское отделение с 1954 по 1961). Ведущий представитель Венского кружка, ..

Карсавин

Лев Платонович (1882-1952) - русский философ. Окончил Петербургский университет, там же стал профессором. В 1922 выслан из России. С 1926 профессор университетов в Каунасе и Вильнюсе. В 1948 арестован, умер в лагере. Основные сочинения. 'Восток, Запад и русская идея' (1922), 'Церковь, личность и государство' (1923), 'Философия истории' (1923), 'О началах' (1925), 'О личности' (1929) и др. Испытал влияние гностицизма, а также воззрений Хомякова, Соловьева, Кузанского. Будучи историком-медиевистом..

Карнавал

— культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим "типом образности" (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный анализ К. В культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса" (первый вариант рукописи был завершен в 1940. Первое издание —Москва, 1965. Переведена на мно..

Карнавал

В низшей мифологии народов Европы антропоморфное воплощение календарного праздника проводов зимы, проходившего накануне великого поста (за сорок дней до христианской пасхи). Название «К.», видимо, происходит от культовой повозки - корабля на колёсах (лат. Carrus-navalis, «колесница-корабль», использовавшаяся, в частности, во время древних мистерий Мардука, Диониса и др., в ритуалах народов Европы с бронзового века). В средние века и позднее на колеснице во время праздничных процессий вывозили чу..

Дополнительный поиск Карнавал Карнавал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Карнавал" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карнавал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа