Лейбниц

202

(Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646- 1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения. 'Рассуждения о метафизике' (1685), 'Новая система природы' (1695), 'Новые опыты о человеческом разумении' (1704), 'Теодицея' (1710), 'Монадология' (1714). Л. Завершает развитие рационалистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Л. Предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), Л., тем не менее, требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания.

Принято выделять две составляющие программы Л. Рационалистический метод и учение о Боге и субстанции. Если Декарт формулирует основное положение рационалистического метода - возможность установить ясные, несомненные, интуитивные утверждения, то Л. Исследует их логическую природу. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики. Закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. В качестве априорных принципов метода Л. Выдвигает положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения.

Это область вечных истин или истин разума, логических сущностей. Возможное противополагается действительному, случайному в сфере индивидуального чувственного опыта. Л., однако, критикует окказионализм Мальбранша. По Л., закон достаточного основания (согласно которому существование и изменение всякой вещи, истинность или ложность утверждения могут иметь место только на определенном основании), а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют сделать опыт источником необходимых положений - законов (так как случайное, фактическое с точки зрения относительной истины, логически необходимо с точки зрения абсолютной - 'бесконечного интеллекта', гносеологического и онтологического основания).

Два других методологических постулата утверждают, что существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства. Сущность мира исчерпывается принципом предустановленной гармонии - в нем нет случайных элементов и присутствует всеобщая их взаимосвязь и согласованность. Иначе, предустановленная гармония обозначает соответствие истин разума истинам факта. Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Л. Утверждает всеобщий характер различения и принцип тождественности неразличимых, принцип дискретности и непрерывности, принцип минимума и максимума. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е.

Порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог - актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида. Учением, дополняющим положения метафизики божественного, выступает монадология - плюралистическая онтологическая концепция, описывающая разнообразие действительного мира. Монады - простые, неделимые, непространственные субстанции. Они выступают в качестве исходного начала всего сущего. Обладают способностью беспрерывного действия. Они не могут изменяться, вступая во взаимодействие, но имеют внутренний импульс к действию, подобно живым организмам. Единство и согласованность монад обеспечены предустановленной гармонией.

Монады проявляют себя в перцепции - смене восприятий - и аппетиции - стремлении монады к новым восприятиям. Л. Различает три вида монад. Простые, отличающиеся смутными представлениями. Души, обладающие ощущением и сложными представлениями. Духи, или разумные существа. Бог - творческая монада, обладающая свойством актуального абсолютного мышления. Материя - сложная субстанция, в основе которой лежит простая - монада, поэтому Л. Относит материю к миру явлений. Мыслитель различает первую и вторую материи. Одна характеризуется простыми качествами - протяженность, непроницаемость, масса, другая - обладает силой, производной от первичной силы простой субстанции. Л. Отрицает абсолютный характер пространства и времени, а, следовательно, и пустое пространство.

Они являются атрибутами мира явлений. Л. Настаивает на различении монадологии и атомизма. Прототипом монады выступает биологическая клетка, а не точка геометрического пространства. В контексте принципиального для 17 в. Противостояния эмпиризма и рационализма Л. Полагает, что врожденные идеи и принципы могут существовать и существуют в потенциальном, неосознанном виде (врождены привычки, 'природная логика', способности и склонности, 'преформация'). Внешнее воздействие на душу-монаду инспирирует выявление изначальных потенций разума. Далее, к аргументам против концепции 'пустого' сознания - tabula rasa, Л. Добавляет факты рефлексии (некоторые продукты деятельности разума могут существовать независимо от чувственности), подвижности внимания и существования психически бессознательного в виде бесконечно малых перцепций.

Излагая свой взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л. Утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности. Л. Затрагивает роль языка в познании. Толкуя его как один из главных инструментов мышления, он полагает, что развитие языка не происходило исключительно дедуктивно - сначала возникли слова - универсалии, а затем - слова, имеющие частные значения, - но и индуктивно, т.е. В обратном направлении. В теории науки Л. Указывает на ошибочность отрицания роли аксиоматик в ней. Он отстаивает значимость соблюдения законов формальной логики в естественнонаучном исследовании.

Истину Л. Понимал как соответствие между идеями и как соответствие простых идей адекватно воспринимаемым фактам. Он ввел различение истин на истины разума и истины факта. Первые отличает необходимость, вторые - случайность. Как следствие, Л. Первым обратил внимание на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр, комбинаторику. Значительны достижения Л. И в логике. Он стремился синтезировать логику и математику в единую дисциплину, реализуя две идеи. Во-первых, идею истолкования мышления как оперирования знаками, которое должно приобрести вид исчисления - точного описания элементов мышления, позволяющее сконструировать упорядоченную его аксиоматику. Во-вторых, идею всестороннего применения логических исчислений.

Л. Является автором современной формулировки закона тождества, закона достаточного основания, оригинальной логической символики. Введенные Л. Философские постулаты. А) непрерывность разнообразных форм и состояний мира ввиду его завершенности и его завершенности ввиду его непрерывности. Б) существование универсума в виде неразрывной лестницы, благодаря чему все живые существа призваны постоянно трансформироваться из одной формы в другую. В) существование предустановленной гармонии, позволяющей всем фрагментам сущего вступать между собой в телесные и внетелесные гармонии, резонансы, лады, а также обретать единые тональности, сыграли значимую роль в эволюции западноевропейского интеллектуализма. Распространению идей Л.

В Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой трансцендентально-критической философией и персонализмом, а также оказали существенное содержательное влияние на формирование философской парадигмы современного постмодернизма. (см. Также МОНАДА, СКЛАДКА, МОНАДОЛОГИЯ (ЛЕЙБНИЦ), НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ (ЛЕЙБНИЦ).).

Значения в других словарях
Лейбниц

(Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатической миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая математику и естествознание. В декабре 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в ка..

Лейбниц

(Готфрид-Вильгельм Leibniz) — знаменитый философ. Род. В Лейпциге, 1 июля 1646 г. Его отец, Фридрих Л., проф. Нравственной философии в Лейпциге, умер, когда сыну его было всего шесть лет. По словам самого Л., он начал размышлять еще в очень ранней юности. Ему не было еще 15 лет, когда он по целым дням думал о "выборе между Аристотелем и Демокритом". 15 лет Л. Поступил в унив. Своего родного города и здесь усердно изучал право, философию (у Якова Томазиуса) и математику. В 1663 г. Он получил степ..

Лейбниц

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Лейбниц

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716), немецкий философ и математик. Заинтересовался математикой в 1670-х гг., когда познакомился с Христианом ГЮЙГЕНСОМ и Робертом БОЙЛЕМ, которые ввели его в курс современных математических проблем. Работая юристом, ученый разрабатывал вопросы ИСЧИСЛЕНИЙ (независимо от Исаака Ньютона), комбинаторику и теорию пределов. Он также сделал много практических изобретений, включая вычислительную машину (1671). Лейбниц считается одним из самых великих математик..

Лейбниц

(Leibniz, Leibnitz), Готфрид Вильгельм (1.VII.1646 - 14.XI.1716) - нем. Философ, ученый и обществ. Деятель. В 1661-66 обучался в Лейпцигском ун-те. В 1672-76 занимался науч. Деятельностью в Париже и Лондоне. Основатель (в 1700) и первый президент Берлинской АН. В 1676-1716 был на службе у герцога (с 1692 - курфюрста) ганноверского. Создал универсальную систему знаний, явился автором ряда выдающихся науч. Открытий (в т. Ч. - независимо от Ньютона - дифференциального и интегрального исчисления) и ..

Левинас

(Levinas) Эммануэль (12.01.1906- 25.12.1995. Точные даты жизни указаны в связи с распространенностью ошибок в русскоязычной справочной литературе - Ред.) - французский философ-диалогист, постмодернист. Родился в Каунасе. В 1916- 1920 жил в Харькове, в 1920-1923 - во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию. С 1923 Л. Изучал философию в Страсбурге, где познакомился с Бланшо, ставшим его другом на долгие годы. Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенц..

Левкипп

(5 в. До н.э.) - древнегреческий философ (из Милета или Абдер или Элеи). О жизни Л. Практически ничего неизвестно. Еще Эпикур (по Диогену Лаэртскому) утверждал, что Л. - вымышленная личность. В 19-20 вв. Эту мысль разделяли немецкий филолог Э. Роде, Наторп и др. Эта гипотеза неприемлема для большинства исследователей. Л. - современник и предполагаемый учитель Демокрита. Считается создателем античной атомистики. Упоминаются его сочинения 'Большой диакосмос' и 'О разуме'. Согласно Аристотелю, Л. С..

Лекции По Введению В Психоанализ

('Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse'. Wien, 1916-1917. 'Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse'. Wien, 1933) - одна из фундаментальных работ Фрейда, в которой изложены основы его учения о психоанализе. Книга состоит из двух частей. 'Лекции по введению в психоанализ' (подготовленные в 1916-1917) и 'Продолжение лекций по введению в психоанализ' (оформленные к 1933). Первая часть включает в себя разделы, посвященные ошибочным действиям, сновидениям и общей те..

Лекции По Феноменологии Внутреннего Сознания Времени

('Vorlesungen zur Phanomenologie des innern Zeitbewubtseins', 1905) - работа Гуссерля. Опубликована благодаря протекции Хайдеггера в 1928. В 1905-1907 Гуссерль, ставя проблему об отношениях между феноменологией и психологией, ведет уроки по теме 'время и пространство'. Приемом исключения из цепи любой сверхчувственности (трансцендентности) Гуссерль предложил определять то значение, которое надо вкладывать в 'феномены' - см. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ, ГУССЕРЛЬ. По его мысли, и формальные, и мат..

Лейбниц

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения. "Рассуждения о метафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разуме" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714). Л. Завершает развитие рационалистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм С..

Дополнительный поиск Лейбниц Лейбниц

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лейбниц" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейбниц, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа