Лессинг

220

(Lessing) Готхольд Эфраим (1729- 1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. Явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой 'Гамбургской драматургии' (1767-1768) Л. Обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения. Такими стали его драмы. 'Сарра Сампсон', 'Эмилия Галотти', 'Линна фон Барнхельм'. Вершиной драматического творчества Л.

Стала драма 'Натан мудрый', главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором. В своем эстетическом трактате 'Лаокоон, или о границах живописи и поэзии' Л. Выступил ярким противником классицизма и феодально-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. Не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства. Его художественные произведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои довольно радикальные взгляды.

Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. Представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. Считал, что 'предопределенная' гармония Лейбница есть не что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качестве протяженности. В найденном после его смерти фрагменте под названием 'О действительности вещей вне Бога' Л. Говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Хотя Л. И иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе.

Все в мире, по Л., находится в движении, в движении к совершенству. Л. Стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух - проявления одной и той же субстанции. Закономерности мира вытекают из него самого. Мир несотворим и неуничтожим. Однако известен этот спинозизм Л. Стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубликовавшему в 1785 в 'Письмах Мендельсону об учении Спинозы' свою беседу с Л., в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы. Мендельсон не поверил Якоби, завязалась переписка, она была опубликована, вызвала многочисленные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый 'спор о пантеизме', вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам.

После спора Л. Стал знаменит. Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л. С пастором Геце, а также трактата 'Воспитание человеческого рода' (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, 'если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это, без сомнения, был Л. - крупнейший представитель радикального крыла немецкого Просвещения'..

Значения в других словарях
Лессинг

IЛе́ссинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760—65 секретарь гу..

Лессинг

, Карл Фридрих (Lessing, Karl Friedrich) 1808, Бреслау (Вроцлав) — 1880, Карлсруэ. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Изучал архитектуру в берлинской Академии художеств, но затем обратился к живописи. После знакомства с Ф. В. Фон Шадовым, в 1826 уезжает в Дюссельдорф. В 1829—1836 исполнил фреску Битва под Икониумом в замке Хельтхоф, положившую начало его работе в исторической живописи, заниматься которой ему советовал и Шадов. С 1833 работал в мастерском классе Академии художеств ..

Лессинг

ЛЕССИНГ Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729-1781) - немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения . Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. С 1746 - студент Лейпцигского университета. В 1748 Лессинг переезжает в Берлин, где сближается с просветителями Мендельсоном и Николаи. Занимается переводами, сотрудничает в газете. В 1751 в Виттенберге получает звание магистра. В 1760 принимает должность секретаря при губернаторе Силезии...

Лессинг

1.(Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729 - 15.II.1781) - нем. Философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Род. В семье лютеранского пастора. В 1746-48 учился в Лейпциге, в 1770-81 - библиотекарь в г. Вольфенбюттель (Брауншвейг). Л. Боролся против теологии, отстаивая свободу науч. Исследования. Историю человеческого общества Л. Понимал как медленное поступательное развитие человеческого сознания, как процесс преодоления неразумия и освобождения от всяческих догм, особенно религиозных ("Во..

Лекции По Введению В Психоанализ

('Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse'. Wien, 1916-1917. 'Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse'. Wien, 1933) - одна из фундаментальных работ Фрейда, в которой изложены основы его учения о психоанализе. Книга состоит из двух частей. 'Лекции по введению в психоанализ' (подготовленные в 1916-1917) и 'Продолжение лекций по введению в психоанализ' (оформленные к 1933). Первая часть включает в себя разделы, посвященные ошибочным действиям, сновидениям и общей те..

Лекции По Феноменологии Внутреннего Сознания Времени

('Vorlesungen zur Phanomenologie des innern Zeitbewubtseins', 1905) - работа Гуссерля. Опубликована благодаря протекции Хайдеггера в 1928. В 1905-1907 Гуссерль, ставя проблему об отношениях между феноменологией и психологией, ведет уроки по теме 'время и пространство'. Приемом исключения из цепи любой сверхчувственности (трансцендентности) Гуссерль предложил определять то значение, которое надо вкладывать в 'феномены' - см. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ, ГУССЕРЛЬ. По его мысли, и формальные, и мат..

Лингвистический Поворот

Термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети - середине 20 в. И обозначающий момент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, которая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку как альтернативе картезианского cogito. Л.П., или языковая революция, нашел выражение в лингвистической философии Витгенштейна ('Логико-философский трактат'), феноменологии Гуссерля..

Лиотар

(Lyotard) Жан-Франсуа (р. В 1924) - французский философ, теоретик 'нерепрезентативной эстетики', создатель концепции 'нарратологии', обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. С 1959 преподавал философию в университетах Парижа (Нантер, Сорбонна), с 1972 по 1987 - профессор университета Сент-Дени, соучредитель (вместе с Деррида) Международного философского колледжа. На его творчество заметно повлияло неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, аналитическая традиция и 'философия вл..

Лессинг

ЛЕССИНa (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. Явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драм..

Лессинг

(Lessing) Готхольд Эфраим (1729-81), нем. Теоретик искусства, драматург, критик и мыслитель. Род. В семье лютеранского пастора. Учился в ун-тах Лейпцига и Виттенберга. Переехав в Берлин, занимался публицистикой, работал для театра, в Гамбурге пытался создать труппу с новым направлением. Л. Оказал большое влияние на нем. "Просвещение" и на всю нем. Литературу. Последние годы жизни он вынужден был зарабатывать на жизнь, служа библиотекарем в замке Вольфенбюттеля. К этому периоду жизни относятся ег..

Дополнительный поиск Лессинг Лессинг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лессинг" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лессинг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа