Макиавелли

245

(Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) - итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения. 'Государь' (1513, впервые опубликован в 1532), 'Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия' (1516-1517), 'О военном искусстве' (1519-1521), 'История Флоренции' (1520-1525) и др. Отдавая симпатии 'народу' (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. Разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь 'гордой' дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу.

М. Характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. Ввел понятие 'государственный интерес' для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. 'высшие государственные интересы'. Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., 'правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи'.) 'Государь' М.

- это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. Не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал 'новому государю' 'по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла'. Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению М., - это 'славные преступления'. С точки зрения М., 'ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами'. При этом М. Призывал уделять особое внимание 'общему благу' - общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера.

(По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. Настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом М. Был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как 'необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства', религия, согласно убеждению M., утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания.

Римскую этику самосохранения и самоутверждения М. Ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества М. Полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт. 'Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание - хорошими законами, а хорошие законы - теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются'. Стяжательство, по мнению М., - это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий. Человек у М. 'скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества'. Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить.

Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. Предлагал определять с помощью набора понятий virtu - основополагающего достоинства удачливого правителя - способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. М. Считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же - удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., - гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. Был изгнан. М. Испытал тюремное заключение, подвергался пыткам.

Среди первых критиков М. Были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди 'отцов' Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что 'Государь' написан рукой Сатаны'. В 1559 все сочинения М. Были включены в первый 'Индекс запрещенных книг'. М. Писал. 'Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно'. (Самой известной попыткой литературного опровержения М. Было сочинение Фридриха Великого 'Антимакиавелли', написанное в 1740. В нем отмечалось. 'Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить. Вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению. И я излагаю свои размышления о 'Государе' Макиавелли - главу за главой, - чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие'.) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М.

Находится надпись. 'Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени'. Труды М. Знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада. Рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина. Все помыслы и все творчество М. Увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования - как искусство создания и усиления государственной власти..

Значения в других словарях
Макиавелли

Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения. «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, русский перевод ..

Макиавелли

МАКИАВЕЛЛИ (Макьявелли) (Machiavelli) Никколо (1469 - 1527), итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть>. Признавал ради упрочения государства допустимыми любые средства (отсюда термин> "макиавеллизм"). Среди сочинений - "История Флоренции" (1520 - 1525, издано в 1532), "Государь" (1513, издано в 1532), комедия> "Мандрагора" (1518, поставлена и издана в 1524).. ..

Макиавелли

Никколо (1469-1527) — знаменитый политический писатель. Происходил из древней патрицианской флорентийской семьи. Отец его занимался юридической практикой, мать была образованная женщина, обладавшая поэтическим талантом. Семья с трудом перебивалась, но тем не менее мальчику было дано тщательное образование. В 1498 г. М. Получил место секретаря синьории, а затем должность государственного секретаря республики, которую занимал четырнадцать лет сряду. В это время он несколько раз ездил послом к двор..

Макиавелли

Талейран, хитрец. ..

Макиавелли

(иноск.) - неразборчивый в средствах для достижения своих целей, тонкий, хитрый, коварный, вероломныйСр. Стрепетов слушал и, как всякий молодой человек, не испорченный жизнью, не умеющий еще понимать макиавелистических уверток, порывисто воскликнул. "Но ведь это ужасно. По-моему, убежденный обскурант лучше лицемера".Станюкович. Первые шаги. 9.Ср. Он принадлежал к породе крошечных Макиавелей, которые охотно оправдывают все средства, лишь бы они вели к достижению предположенных целей.Салтыков. Губ..

Макиавелли

(Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3.V.1469 - 22.VI.1527) - итал. Политич. Мыслитель и историк эпохи Возрождения. В 1498-1512 был секретарем Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатич. Поручения. После возвращения к власти Медичи был отстранен от службы, заключен в тюрьму и затем выслан в свое поместье близ Флоренции. Наиболее значит. Соч. "Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия" (1513-19, опубл. В 1531. Рус. Пер., СПБ, 1869), "Государь" (1513, опубл. В 1532. Рус. ..

Майевтика

(греч. Maieutike - повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею 'не беременна'. Развернутое описание 'метода' М. Осуществил Платон. 'Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а ..

Маймонид

(Maimonides), настоящее имя Моше бен Маймон или сокращенно на иврите Рамбам (Раби Моше бен Маймон) (1135-1204) - еврейский мыслитель, врач - лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Последние годы жизни провел в Каире, занимаясь торговлей драгоценными камнями. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения. 'Наставник заблудших' ('Морэ невухим'. Ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский), 'Книга заповедей' и ..

Мальбранш

(Malebranche) Никола (1638- 1715) - французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения. 'О разыскании истины' (1675), 'Христианские размышления' (1683), 'Беседы о метафизике' (1688) и др. Отправным пунктом учения М. Стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. Хри..

Мамардашвили Мераб

Мераб (1930-1990) - грузинский и российский философ. Работал в редакциях журналов 'Вопросы философии' и 'Проблемы мира и социализма' (Прага), в Институте международного рабочего движения. В 1968-1974 - заместитель главного редактора журнала 'Вопросы философии'. В 1974 был уволен по идеологическим причинам. С 1980 - научный сотрудник Института философии АН Грузии (Тбилиси). Философская и публично-просветительская деятельность М. Сыграли важную роль в становлении независимой философской мысли в Со..

Макиавелли

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) - итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512). Основные сочинения. "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1520), "История Флоренции" (начата в 1520) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церк..

Дополнительный поиск Макиавелли Макиавелли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макиавелли" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макиавелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа