Марсель

181

(Marcel) Габриэль Оноре (1889- 1973) - французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. В 1929, в 40-летнем возрасте, принял католическое вероисповедание. После осуждения экзистенциализма папской энцикликой 1950 как учения, несовместимого с католической догматикой, М. Окрестил свое учение 'христианским сократизмом, или неосократизмом'. Основные философские произведения. 'Метафизический дневник' (1925), 'Быть и иметь' (1935), 'Человек - скиталец' ( 1945), 'Люди против человеческого' (1951), 'Метафизика Ройса' (1945), 'Таинство бытия' (в 2-х томах, 1951), 'Эссе по конкретной философии' (1967) и др. Все сочинения М. Состоят из фрагментарных размышлений, дневниковых записей.

И это не просто стилистическая особенность формы, такой характер изложения обусловлен фундаментальными принципами его философии. Он связан прежде всего с традиционной для христианских мыслителей формой исповеди, откровенным раскрытием сомнений и метаний мысли на пути к Богу. Цель исповеди - передать интимную жизнь мысли, ее истинную экзистенцию, которая сегодня совсем другая, нежели та, что была вчера и что будет завтра. Философия существования, раскрывающая подлинную сущность экзистенции человека, должна, по М., излагаться не мертвым языком абстракций, а так, чтобы звучал 'одинокий голос человека', слышимый 'здесь' и 'теперь'. Будучи убежденным католиком, М. В то же время отрицал томизм как рационалистическое учение, пытающееся примирить веру с позитивной наукой.

Существование Бога следует выводить из существования человека, тайны, 'которая заложена в человеческой психике. Если истина не совпадает с ортодоксальной верой - тем хуже для ортодоксии. М. Построил свою собственную, оригинальную систему философских категорий, возведя в ранг категорий некоторые житейские понятия. Бытие и обладание, воплощение, трансцендентное и онтологическое, верность и предательство, мученичество и самоубийство, свобода и подчиненность, любовь и желание, надежда и отчаяние, свидетельство и доказательство, тайна и проблема - таковы словесные выражения тех обобщений, к которым мысль философа возвращается постоянно при всех бесчисленных поворотах ее свободного, принципиально недетерминированного движения.

Почти все эти категории парные, но они выражают не единство противоположностей, как в диалектике Гегеля, а противопоставленность двух миров - мира онтологического и мира трансцендентного. Первый из них образуется связями, ощущениями и чувствами человеческого тела и базирующимся на них сознанием. Вещи обладают непроницаемостью лишь по отношению к телу. Тело обладает качеством абсолютного посредника, помимо которого мы не имеем никакой информации об окружающем нас мире. Явленный через тело, этот мир выступает для нас как мир онтологический, как то, что существует независимо от нас. В акте трансцендирования, противоположном онтологическому, осуществляется соединение человека с иным миром, постигается зависимость души человека от Бога.

Центральные понятия философии М. - бытие и обладание. Это тоже взаимно исключающие друг друга, внеположенные друг другу категории. Центральное противоречие человеческой жизни - противоречие между 'быть' и 'иметь'. Я имею - значит, я целиком погружен в онтологический мир, отягощен материей, собственностью, телесной жизнью, заслоняющей для меня подлинное бытие, Бога, бытие в Боге. Наиболее ярким примером обладания является собственность. Наша собственность нас поглощает. Она поглощает наше бытие, отнимает у нас свободу, давая вместо нее лишь видимость свободы. Нам кажется, что собственность принадлежит нам, на самом деле мы принадлежим ей. Наши действия постоянно обременены собственностью, заботой о теле, его потребностях.

Произвольное принятие решений в мире обладания еще не есть подлинная свобода. Истинная свобода как раз и заключается в том, чтобы стать самим собой, преодолеть подчинение обстоятельствам, а это значит - вернуться душой к Богу, частицей которого мы в действительности являемся. Противоположность между обладанием и бытием отчетливо проявляется в противоположности между желанием и любовью. Желание есть стремление обладать чем-то чуждым, отчужденным. Чужим телом, чужими вещами, какими-то чужими качествами и т.д. Любовь преодолевает противоположность себя и другого, переносит нас в сферу собственного бытия. Примером стремления к обладанию является и жажда власти. Коммунизм попытался уйти от обладания в форме власти вещей, но погряз в стремлении к обладанию в виде почти неограниченной власти и государства над людьми.

Одним из самых опасных типов обладания, по М., является идеология - власть над идеями и мыслями других людей. Идеолог - раб тирана, помогающий обладать мыслями и стремлениями других рабов. Даже обладание своим телом, обладание собственным сознанием делает нас другими, не такими, каковы мы в себе. Первый объект, с которым человек себя отождествляет, - это его тело, образец принадлежности. Осознание своей воплощенности, т.е. Мистической связи духа с телом, своей несводимости к телу и воплощенному в нем сознанию, - исходный пункт экзистенциональной рефлексии, благодаря которой человек выходит к осознанию своего истинного бытия. Экзистенциальный взгляд на реальность становится возможен только как осознание себя в качестве воплощенного.

Телесность означает вписанность в пространство и время, она предполагает временность человека, его постоянное приближение к смерти. Неизбежность смерти и связанные с нею бесчисленные несчастья, подстерегающие человека на его жизненном пути, нередко повергают его в отчаяние. Но метафизические корни пессимизма и неспособности к преодолению отчаяния служением Богу, по мнению М., совпадают. Способом такого преодоления является надежда. Надежда возлагается на то, что не зависит от нас, что в реальности есть нечто, способное победить несчастье, что существует нечто трансцендентное, несущее нам спасение. Надежда возможна, по М., только в мире, где есть место чуду. Истоки 'реки надежды' не находятся непосредственно в видимом мире.

Нельзя указать ни на какую технику осуществления надежды. Надежда есть порыв, скачок, призыв к союзнику, который есть сама любовь. Потеря надежды приводит человека к самоубийству. Мысль о самоубийстве заложена в самом сердце человеческой жизни, которая в силу погруженности в обладание видится себе лишенной смысла. Условия, в которых возможна надежда, строго совпадают с условиями, приводящими в отчаяние. Во власти человека положить конец если не самой жизни в ее глубинном понимании, то, по крайней мере, ее конечному и материальному выражению, к которому, по мнению самоубийцы, эта жизнь сводится. На самом деле самоубийство представляет собой не отказ от обладания жизнью, а отступничество от подлинного бытия, его действенное отрицание, предательство Бога в себе.

Абсолютной противоположностью самоубийству является мученичество. Если самоубийца действенно отрицает Бога и закрывается от него, то мученик действенно утверждает Бога и открывается ему. Христианская идея умерщвления плоти также должна быть понята как освобождающая смерть. Но самоотверженная душа совершает действия, коренным образом отличающиеся по своей сути от души, погрязшей в эгоизме. Она не только является самой свободной, но и несет свободу другим. Впадение в зло, грех, проявления эгоизма, насилие, убийство и самоубийство означают предательство подлинной сущности человека, предательство Бога внутри него. Верность Богу приводит человека на трудный путь служения ему, на путь добра. Кажется, сама структура нашего мира рекомендует нам отступничество от Бога.

Теперь, когда рассеялись иллюзии 19 в. О взаимосвязи добра и прогресса, сами обстоятельства, по М., подстрекают к предательству. Но именно поэтому 20 в., с религиозной точки зрения, - привилегированная эпоха, в которую предательство, присущее этому миру, открыто проявляет себя. Тотальное насилие, распространившееся в мире, ставит человека в ситуацию постоянного испытания его верности самому себе. Испытания на верность, посылаемые каждому человеку в течение его жизни, предполагают невозможность рациональных доказательств бытия Бога, исходящих из анализа мира обладания. К Богу ведет не доказательство, а свидетельство, и в природе всякого свидетельства заложена возможность быть подвергнутым сомнению. Доказательства бытия Бога суть попытки превратить тайну этого бытия в рационально разрешимую проблему.

Но между таинственным и проблематичным существует онтологическое различие, обусловленное тем, что они принадлежат разным мирам. Эпистемологи, как и позитивисты, вообще не замечают тайны познания, они попытаются трансформировать их в проблемы. Проблема - это то, с чем сталкивается познание, то, что преграждает ему путь. Напротив, тайна есть то, во что человек вовлечен сам. Зона природного совпадает с зоной проблем. Прогресс существует лишь в сфере проблем. Постоянная связь существует между проблемностью и техникой. Всякое же индивидуальное бытие есть символ и выражение трансцендентной тайны. Оно погружено в мир, который превосходит всякое понимание. Поэтому научная психология не дает подлинного постижения человека, она рассматривает каждого человека не как 'я', а как 'он', как живой объект, который функционирует определенным образом.

Человек есть свобода, а не только природа. Тайна, а не только совокупность проблем. Всегда можно логически и психологически свести тайну к проблеме, но это будет порочная процедура. Субъектом научного познания является мышление вообще, сознание как таковое. Но тайна человека может быть постигнута только всей полнотой существа, вовлеченного в драму, которая является его собственной. Тайна бытия может открываться существу только в состоянии сосредоточения. Это медитативное состояние глубинной сосредоточенности позволяет ощущать свою свободу и свою связь с Богом. Молитва Богу является единственным способом мыслить о нем. Конкретные подходы к онтологической тайне следует искать не в логическом мышлении, а в выявлении духовных данностей - таких как верность, надежда, любовь.

Именно сосредоточенность на собственных духовных особенностях позволяет нам познавать самих себя..

Значения в других словарях
Марсель

IМарсе́ль (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж, — 9.10.1973, там же), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического Экзистенциализма. Родился в семье дипломата. Окончил Сорбонну, преподавал философию. В юности испытал влияние А. Бергсона, Л. Брюнсвика, Дж. Ройса. В 1929 под влиянием Ф. Мориака принял католичество. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию «неосократизмом», или «христианским сократизмом». Автор драм,..

Марсель

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель Оноре (1889 - 1973), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма. Подлинный мир бытия (существование) противостоит у Марселя неподлинному миру обладания, "таинство" (интуитивное постижение) - "проблеме" (рациональному познанию). В основе драм Марселя лежат религиозно-моральные конфликты ("Расколотый мир", 1933. "Жажда", 1938. "Рим больше не в Риме", 1951).. ..

Марсель

-я, мн. Ма́рсели и марселя́, м. Мор.. ..

Марсель

(голл.). Парус на средней мачте.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)парус, на средней мачте.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)прямой парус на средней мачте.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Марсель

Сущ., кол-во синонимов. (9). ..

Марсель

М.Прямой четырехугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом.. ..

Марсель

Марселя, м. (гол. Marszeil) (мор.). Большой прямой парус, второй снизу, прикрепленный к реям у марса.. ..

Марсель

Ма́рсель "верхний парус", впервые в Уст. Морск. 1720 г. См. Смирнов 188. Из голл. Marszeil – то же. См. Мёлен 133. Маценауэр 251.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Марсель

МАРСЕЛЬ (фр. Marcel) - главный персонаж эпопеи «В поисках утраченного времени» (1907-1922) М.Пруста. От имени М., не случайно получившего имя автора, ведется рассказ. Перед читателем разворачивается грандиозная эпопея внутренней жизни героя, связанного с другими персонажами множеством разнообразных ниточек - социальных, любовных, дружеских, семейных и прочих.С младенчества М. Отличает «болезненно преувеличенная чувствительность», заставляющая его с трепетом романтического героя ждать свидания, н..

Марсель

(Marseille), город на ЮВ. Франции, на берегу Средиземного моря. 798 тыс. Жителей (1999), в агломерации более 1,1 млн. Чел. Основан в I тысячелетии до н.э. Как финикийская колония Массилия, с VI в. До н. Э. – ионийская колония Массалия. В 1481 г. Вместе с Провансом перешёл под власть французской короны. Сохранились руины др.-римских сооружений. Церковь Сен-Виктор (XV в.), собор Ла Мажор (начат в XII в.). Метрополитен. АН и искусств, два ун-та, консерватория, музеи. Археологии, изящных искусств. А..

Марсель

Город, адм. Ц. Деп. Буш-дю-Рон, Франция. Основан в I тыс. До н. Э. Как финик, колония Массилия. Название связывают с этнонимом нумидий-ского племени, представители которого были первыми поселенцами. В VI в. До н. Э. Город стал ионийской колонией с названием Массалия. После завоевания римлянами снова Массилия. В средние века Марсилия (Marsilia), совр. Франц. Marseille (Mapceй), русск. Традиц. Марсель.. ..

Марсель

(голл. Marszeil) - прямой средний парус парусного судна (второй снизу, иногда и третий). ..

Марсель

(голл. Marszeil) - прямой средний парус парусного судна (второй снизу, иногда и третий).. ..

Марсель

(Marcel), Этьенн (ум. 31.VII.1358) - руководитель Парижского восстания 1357-58. Богатый суконщик. Купеческий прево. В 1356-57 возглавил на Ген. Штатах оппозицию горожан, требования к-рой были изложены в Великом мартовском ордонансе. Эти реформы не были проведены в жизнь. В февр. 1358 восставшие парижане во гл. С М. Захватили королев. Дворец, М. Стал фактически главой Парижа. Он проводил налоговую политику в интересах верхушки горожан, предал Жакерию, использовав ее в своих интересах, вступил в п..

Марксизм

Идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для М. Самого Маркса выступала идея коммунизма - процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства. Сопряженное упразднение капитала будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуазии и национализация п..

Маркузе

(Markuse) Герберт (1898-1979) - немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954), Калифорнийском (1955-1964) университетах и Университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные т..

Материализм

(лат. Materialis - вещественный) - философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский М. Восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный вклад ..

Материя

(лат. Materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. МАТЕРИАЛИЗМ) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла. 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие). 2) некатегориальный, в пределах которого М. Отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и ..

Марсель

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриэль Оноре (1889-1973) - французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. В 1929, в 40-летнем возрасте, принял католическое вероисповедание. После осуждения экзистенциализма папской энцикликой 1950 как учения, несовместимого с католической догматикой, М. Окрестил свое учение "христианским сократизмом, или неосократизмом". Основные философские произведения. "Метафизический дневник" (1925), "Быть и иметь" (1935), "Человек - скиталец" (1..

Марсель

второй снизу на мачте парус, который ставится между марса-реем и нижним реем.. ..

Марсель

Второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.. ..

Дополнительный поиск Марсель Марсель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Марсель" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марсель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа