Метанаррация

219

(или 'метаповествование', 'метарассказ', 'большая история') - понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, доминирование в культуре и 'легитимирующих' знание, различные социальные институты, определенный образ мышления. Как правило, М. Основаны на идеях Просвещения. 'прогресса истории', свободы и рационализма. Постмодернизм рассматривает М. Как своеобразную идеологию модернизма, которая навязывает обществу и культуре в целом определенный мировоззренческий комплекс идей. Ограничивая, подавляя, упорядочивая и контролируя, они осуществляют насилие над человеком, его сознанием. В силу этого постмодернизм подвергает сомнению идеи модернизма, его систему ценностей, настаивая на игровой равноправности множества сосуществующих картин мира, провозглашает 'закат М.'.

Концепция 'заката М.' впервые была предложена Лиотаром в работе 'Постмодернистское состояние. Доклад о знании', основанной на идеях Хабермаса и Фуко о процедуре 'легитимации знания', его правомерности. Лиотар рассматривает легитимацию как 'процесс, посредством которого законодатель наделяется правом оглашать данный закон в качестве нормы'. Человек в данной ситуации оказывается в полной зависимости от стереотипов, ценностей, провозглашенных приоритетными в данном обществе. А социальная реальность оказывается искусственно сконструированной в результате взаимодействия различных дискурсивных практик, где М. Служат средством легитимации для знания, социальных институтов и для всей модерной эпохи в целом. В своей основе модерн базируется на идеях-М.

Рационализма, Прогресса истории, сциентизма, антропоцентризма, свободы, легитимности знания. Данные представления, доминирующие в то время в культуре 'М.', утверждали нормативный образ будущего, конструировали историю, задавая ей определенный вектор развития. М. Предлагают субъекту истории различные мировоззренческие установки, способствуя формированию общественного мнения, порой искажая наше представление о действительности. Господство М. В то время свидетельствует о доверии субъектов к идеям Просвещения, Прогресса. Так, рационализм вселил в человека веру в разум, науку, освободив от суеверий, вследствие чего мир стал доступным для осмысления и трансформации, более 'прозрачным', в силу его 'расколдовывания' (М.Вебер).

История понималась как Прогресс, стремление к достижению совершенства. Исторический процесс наделялся разумностью, обладая собственной логикой, представлял собой взаимосвязь эпох, периодов, традиций. Наиболее прогрессивной была установка на изменение статуса человека, утверждение его самоценности (Руссо). Исследования социального неравенства и преобразование социальной структуры было одной из целей эпохи модерна. В свою очередь, знание заявляет о себе в качестве инструмента радикального преобразования общества. Фуко определяет знание как 'совокупность элементов, регулярно образуемых дискурсивной практикой и необходимых для создания науки'. Проблема знания у Фуко тесно связана с обоснованием легитимности социальных институтов.

М. Служит оправданием власти, которая стремится к подчинению знания своим целям, налагая на него определенные ограничения. Фуко настаивает на идее, что формы организации власти (государственный аппарат, различные социальные институты, университет, тюрьма и т. Д.), осуществляя насилие над человеком, не остаются нейтральными и но отношению к знанию. Они деформируют содержание знания, это способствует его трансформации в ходе истории, что в конечном итоге и привело к 'кризису легитимности знания'. Фуко выстраивает 'генеалогию' знания, опираясь на регуляторы социальных отношений, которые формируют знания в различные эпохи. В Античности, по Фуко, социокультурным каноном выступала 'мера' или 'измерение' как средство установления порядка и гармонии человека с природой и космосом, что легло в основу развития математического знания.

В эпоху средневековья появляется иной дискурс формирования знания - 'опрос' или 'дознание', в результате чего происходит формирование эмпирических наук о природе и обществе. Методы извлечения знаний у людей в судах инквизиции были перенесены на добывание знаний о природе. Это обусловило развитие естественных наук. В Новое время приоритетной формой регулирования социальных отношений была процедура 'осмотра - обследования' как средства восстановления нормы или же фиксация отклонения от него. Фуко отмечает, что изучение больного человека и привело к становлению медицинских наук, а наблюдение безумцев - к появлению психиатрии и к развитию гуманитарного знания в целом. В силу этого Фуко делает вывод, что знание не может быть нейтральным, поскольку является результатом властных отношений в обществе, легитимируя интересы определенных социальных групп, оно является идеологией.

Исследуя современный статус знания, Лиотар тоже указывал на связь знания и власти. 'проблема знания в век информатики более, чем когда бы то ни было, является проблемой правления'. Знание, обладая легитимностью, задает определенные рамки поведения в культуре, регламентируя их. 'Знание предстает тем, что наделяет его носителей способностью формулировать 'правильные' предписывающие и 'правильные' оценочные высказывания'. Это сближает знание с обычаем. Роль консенсуса, по Лиотару, состоит в том, чтобы отделить тех, кто владеет нормативным знанием, от тех, кто не владеет им. Как любая идеология, различные нарративы (см. НАРРАТИВ) содержат в себе положительные и отрицательные моменты, наделяя легитимностью социальные институты.

Лиотар, сравнивая нарративы с мифами, разграничивает их. Считая, что для мифов характерна фиксация основ легитимности в прошлом, а для нарративов - в будущем, где 'истинная идея обязательно должна осуществиться'. Лиотар, характеризуя научное знание, указывает, что оно отдает предпочтение лишь одной денотативной языковой игре и автономно по отношению к другим языковым играм, обладая памятью и заданностью. А нарративная форма допускает множество языковых игр. Лиотар рассматривает две основные версии легитимирующих повествований. Политическую и философскую. Предметом политической выступает человечество как герой свободы. В данном контексте право на науку необходимо отвоевать у государства, которое легитимно не через себя, а народом.

'Государство прибегает к наррации свободы всякий раз, когда оно, используя имя нации, берет на себя непосредственный контроль за образованием 'народа' в целях наставления его на путь прогресса'. Во второй версии. 'всеобщая 'история' духа, где дух есть 'жизнь', а 'жизнь' является собственной саморепрезентацией и оформлением в упорядоченную систему знания всех своих проявлений, описываемых эмпирическими науками'. В настоящее время приоритеты сместились, и движущим людьми принципом является не самолегитимация знания, но самообоснование свободы. В конечном итоге, по Лиотару, наука перестает быть легитимной. 'Постмодернистская наука создает теорию собственной эволюции как прерывного, катастрофического, не проясняемого до конца, парадоксального процесса.

И ею предлагается такая модель легитимации, которая не имеет ничего общего с большей производительностью, но является моделью различия, понятого как паралогизм'. Выход из 'кризиса М.' Лиотар видит в необходимости 'предложить общественности свободный доступ к базам данных'. На сдвиг в дискурсе гуманитарного знания в современной культуре указывает и И.Хассан, выделяя конститутивные черты направлений - модернизм и постмодернизм. Эпоха модерна, по его мнению, представлена М., которые носят замкнутую форму, обладают целью, замыслом и иерархичны по своей структуре. Постмодернизм, отказываясь от 'больших историй' или М., предлагает 'малые истории'. Открытые, цель которых игра, случай, анархия. Специфическая версия интерпретации понятия 'М.' дана Ф.Джеймисоном.

С одной стороны, Джеймисон рассматривает 'повествования' как 'эпистемологическую категорию', которая может быть представлена как идеология, обладающая собственной логикой и ценностной системой представлений (образов, понятий), существующая и играющая свою роль в данном обществе, с другой - М. Трактуется им как речевая ситуация 'пересказа в квадрате'. (см. Также ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ.).

Значения в других словарях
Мера

Философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. Был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем. 'Все вещи имеют свою меру, т.е. Количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики. Но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) ..

Мерло-понти

(Merleau-Ponty) Морис (1908- 1961) - французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма. Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра. Главные темы творчества М.-П. - специфичность человеческого бытия как открытого диалога с миром. Характер и механизмы 'жизненной коммуникации' между сознанием, поведением человека и предметным миром. Присутствие и конституирование в опыте экзи..

Метафизика

МЕТАФИЗИКА(греч. Meta ta physika - после физики. Выражение, веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о 'первых родах сущего') - понятие философской традиции, последовательно фиксирующее в исторических трансформациях своего содержания. 1) в традиционной и классической философии М. - учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим презумпциям натурфилософи..

Метафизика Отсутствия

Понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления (см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ) и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки бытия в качестве наличного и ориентацию на его понимание как нон-финальной процессуальности. В постмодернистской ретроспективе классическая философия предстает как метафизика 'наличия' или 'присутствия' (см. МЕТАФИЗИКА), в то время как неклассический тип философствования ..

Метанаррация

(или "метаповествование", "метарассказ", "большая история") — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, доминирование в культуре и "легитимирующих" знание, различные социальные институты, определенный образ мышления. Как правило, М. Основаны на идеях Просвещения. "прогресса истории", свободы и рационализма. Постмодернизм рассматривает М. Как своеобразную идеологию модернизма, которая навязывает обществу и ку..

Дополнительный поиск Метанаррация Метанаррация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Метанаррация" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метанаррация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа