Модернизм
Неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы 'вещи-в-себе' выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. МЕТАФИЗИКА, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции).
2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой. (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию 'критики' различных - 'чистого' и 'практического' - разумов - см. KRITIK.) 3) позитивистские идеи (начиная от Конта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как 'ложное сознание').
Задача философской рефлексии усматривалась в 'изменении мира' ('Тезисы о Фейербахе' Маркса). Таким образом, идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный конструктивизм. 4) традиция художественного символизма, очертившая пространство и задавшая механизмы абстрактного моделирования возможных миров. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности 'разрыва' с классической традицией составили основу М. Как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. Могут быть зафиксированы.
1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира. Психологическая артикуляция бытия у Шопенгауэра, лингво-математическая у Куайна, экзистенциальная у Сартра и т.п. (см. ОНТОЛОГИЯ}. 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. Метафоры 'молодость'. Акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией). 3) пафосный отказ от классической идеи 'предустановленной гармонии' (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода (см.
ХАОС, ХАОСМОС}. 4) преодоление трактовки человека как 'слепка' Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д. Переосмысление сущности и направленности гуманизма как такового. Идея 'сверхчеловека' Ницше, 'негативный гуманизм' Глюксмана и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования 'нового человека', предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма (см. СВЕРХЧЕЛОВЕК, НИЦШЕ}. 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции.
6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ('перекодирования') культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом художественном языке. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные 'истинной' природой онтологии, а как конструируемые. От трактовки творчества как процедуры самовыражения художника - до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. 7) идея вариативности разворачивания процессуальности. Многовариантность становится для М. Типичным и атрибутивным параметром культуры. Три финала в 'Трехгрошовой опере' Б.Брехта, четыре рассказчика в 'Шуме и ярости' у У.Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в 'Прометее' Кафки, несколько развитии сюжета из одного зачина у Э.Хемингуэя в 'Посвящается Швейцарии' - расхожая формула 'возможны варианты' становится знамением времени - с течением этого времени это приведет к формированию идеи пустого знака, открытого для вариативного означивания (см.
ПУСТОЙ ЗНАК, ОЗНАЧИВАНИЕ). В общем разворачивании традиции философии западного типа М. Выступает важнейшим этапов конституирования постмодернистской парадигмы в философии (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ)..
Дополнительный поиск Модернизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Модернизм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Модернизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 9 символа